21.06.2018 22:32

USD

EUR

Калининград

Фасады без крыш, улицы без трамваев: калининградская готовность встречать год ЧМ-2018

14:57, 19.12.2017

Завершается год активной подготовки Калининграда к ЧМ-2018, и наш портал попытался найти городские проекты, в готовности которых можно не сомневаться

Уже через несколько месяцев Калининград встретит гостей мирового чемпионата по футболу, даты игр и команды определены, газон на стадионе засеян. Но чем ближе время «Ч», тем больше у самих калининградцев возникает вопросов о состоянии города и его инфраструктуры. Болельщики и футболисты приедут и уедут – а мы будем жить дальше среди всего, что останется от чемпионата мира. А власти обещали горожанам довольно приличный сухой остаток, помимо стадиона и тренировочных площадок.

Новые-старые дороги и мосты

Уже несколько месяцев калининградцы то терпеливо, то не очень стоят в пробках и ищут новые дороги к своим домам. Улицы Дзержинского, Емельянова, А. Невского, Московский проспект и Калинина ремонтировались по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги», однако, пока даже на готовых дорогах автомобилисты не заметили ничего особенно безопасного и качественного.

Собственно, здесь произошла банальная замена асфальтового покрытия, что, конечно, добавило комфорта при езде, но не решило проблему пробок в центре и на въезде/выезде из города. А окончание ремонта улицы Дзержинского власти и вовсе отложили до весны. Здесь сначала подвела погода с осенними дождями, потом появились проблемы с канализационными люками.

Однако то терпение, которое пришлось проявить жителям и гостям города в уходящем году, было, похоже, только разминкой перед следующим. В 2018-м власти планируют провести ремонт на 21 улице – такие намерения озвучивала министр развития инфраструктуры области Елена Дятлова. В их числе и центральные улицы Калининграда: Черняховского, Московский проспект от Литовского Вала до Буткова и Ленинский от Черняховского до Калинина, Фрунзе, Пролетарская. Правда, на время самого ЧМ-2018 обещали работы прервать – видимо, чтобы гости смогли полнее погрузиться в реальную жизнь нашего города с вечно неоконченным ремонтом.

Чуть более приятной выглядит перспектива с обновленными мостами и путепроводами, во всяком случае, если не вдаваться в детали. Калининградцы стойко выдержали «блокаду» острова, и теперь стоят на пороге открытия новых мостов: Высокого (разобран старый и построен новый) и Деревянного (только отремонтирован). Один из них даже получил близкие к историческим элементы оформления. Правда, многие калининградцы отмечают, что сделаны эти элементы не слишком качественно и художественно, а некоторым, судя по комментариям в соцсетях, даже напоминают кладбищенские ограды.

У тех, кто раньше часто проезжал по разбитому путепроводу на Московском проспекте или по мосту на Суворова, есть причины порадоваться, теперь здесь можно не бояться потерять колесо, провалившись в яму.

А вот мост на улице Киевской, наоборот, лишился своих исторических деталей: здесь сняли трамвайные рельсы и брусчатку заменили асфальтом. И демонтированные пути экологически безопасного городского транспорта отозвались болью в сердцах тех калининградцев, кто мечтал о возрождении трамвая по примеру европейских стран, гостей из которых мы готовимся принять.

Положительным примером реконструкции можно было бы назвать улицу 9 Апреля. Здесь, кажется, все сложилось: и расширение дороги, и выделенные трамвайные пути. Но, увы, весь положительный результат упирается в кольцевое движение на пл. Василевского, где не проходит ни дня без пробок.

Самый грандиозный дорожный проект – Восточная эстакада, пока еще даже частично не введен в эксплуатацию. Первую очередь, которая свяжет Московский проспект и остров Октябрьский, обещают запустить к апрелю 2018 года. Вторая и третья очереди пока еще представляются туманными перспективами на будущие годы.

Общественный транспорт

Проблема состояния маршрутной сети и общественного автопарка в Калининграде давно уже созрела и перезрела. Автобусы, значительная часть из которых вообще предназначены не для городских улиц, а для межгорода, отжившие свое еще в европейских городах 20 лет назад, на наших улицах выглядят порой просто пугающе. Однако частные перевозчики, обеспечивающие большую часть горожан транспортом, никак не стремятся к улучшению автопарка: якобы на это им не хватает средств, несмотря на постоянно растущие тарифы на проезд.

В преддверии ЧМ-2018 калининградские власти решили взять инициативу в свои руки и побаловать горожан и гостей новыми автобусами. Яркие оранжевые красавцы с низким полом и удобными сидениями закупили в Белоруссии и выпустили на калининградские улицы. А заодно была и частично изменена схема движения транспорта, и совсем уж непонятно для чего переименована часть остановок. В результате пробок из автобусов на остановках стало не меньше, но зато на улицах областной столицы можно регулярно наблюдать растерянных жителей, которые никак не могут понять, на чем им добираться из пункта «А» в пункт «Б».

Да и с самими автобусами то ли что-то пошло не так, то ли «ГорТранс» решил пока не пользоваться новой техникой на полную, поберечь до лучших времен. В итоге горожане и гости города даже прошедшим прохладным летом постоянно жаловались на духоту в салонах автобусов – при якобы наличии кондиционеров. Нельзя сказать, чтобы и новые названия старых остановок объявлялись регулярно и вовремя.

Была у властей еще одна идея для совершенствования общественного транспорта – электронный проездной. Его планировали внедрить до конца 2018 года, но в последнее время и здесь что-то буксует (в основном, на финансовой почве). Так что похоже, европейских болельщиков в Калининграде встретят не только автобусы, с которыми те распрощались в прошлом веке, но и наши российские уникальные в своем роде кондукторы: с облезлым лаком на грязных ногтях и «семками» в карманах.

Но автобусы хотя бы есть, и даже частично новые. А вот с мечтой о развитии трамвайной сети в Калининграде горожане в общем-то уже распрощались. Несмотря на периодические заявления мэра о намерении трамвай возродить и развить, не демонтированных путей в городе почти не осталось, а на одном маршруте работает подвижной состав из далекого прошлого. Единственный современный польский трамвай, купленный таки к ЧМ, почему-то часто простаивает в депо.

Ремонт фасадов и благоустройство территорий

Самым ярким достижением городского благоустройства, известным уже за пределами области, стал капремонт «хрущевок» на Ленинском проспекте. Но, увы, пока что и здесь дела идут серединка на половинку: жители этих самых домов регулярно страдают от потопов, потому что подрядчик никак не может вовремя закрыть от дождя пространство под снятыми крышами. Сроки окончания работ постоянно переносятся, некоторые особо придирчивые горожане отмечают и не слишком высокое качество фасадных работ.

И все же, несмотря на все страдания жильцов и недовольство истинных ценителей архитектуры, невозможно отрицать тот факт, что внешний вид Ленинского проспекта кардинально преображается.

Заметно меньше повезло с преображением некоторым общественным территориям. Не успели калининградцы обрадоваться тому, что Нижнее озеро попало таки в программу благоустройства к предстоящему ЧМ-2018, как с озером и деревьями на его берегу стали происходить не слишком полезные преображения. Сложно не заметить халтурность работ, затронувших набережную городского водоема: вездесущий асфальт криво стыкующийся с остатками брусчатки вокруг мозаики, спиленные вековые деревья, грязно-белое покрытие на мосту и в довершение ко всему подарок от мецената «чудо-юдо рыба-кит», которой можно пугать непослушных детей. Нижнее озеро, кажется, стало наглядной иллюстрацией к стишку-пирожку: «не надо делать мне как лучше, оставьте мне как хорошо».

Еще одна историческая территория, которую власти города «облагородили» - башня Дона и площадка перед ней. Начали с казалось бы благого дела – убрали позорные торговые кабинки янтарных сувенирщиков и привели в порядок пешеходную зону. Для торгующих сувенирной продукцией выделили место под самыми стенами башни Дона, во внутреннем дворе фортификационного сооружения. Каким образом согласовывалось строительство торговых павильонов в охранной зоне объекта культурного наследия остается загадкой, а само строительство на лицо. На берегу фортификационного ручья подсыпана площадка, берег его завален брусчаткой. Не многим лучше выглядит и площадка перед Музеем янтаря. Здесь положили новую плитку, по словам архитекторов, дорогую. Но цена не сделала ни ее красивой, ни укладку качественной.

Гостиницы, хостелы, квартиры

Нельзя сказать, что все калининградцы рады предстоящему в городе ЧМ-2018: кто-то не любит футбол, кто-то шумных болельщиков. Но, похоже, все сошлись в одном – если события не избежать, надо во всяком случае получить от него максимум. К сожалению, ярче всего это решение проявилось не в благоустройстве города, а в ценнике на гостиничные номера и посуточные квартиры на период футбольных матчей. Калининград попал в число городов с самым высоким ростом цен на отели в дни проведения чемпионата. Цены на июнь повышены в три с лишним раза по сравнению с маем, при том, что почти половина мест для размещения в Калининграде приходится на хостелы. Самый дешевый номер в сутки уже достигает почти 10 тысяч рублей, а самый дорогой приближается к 3 тысячам евро. Калининградцы шутят в соцсетях, что в июне будущего года можно пожить и в гараже, выгодно сдав свою квартиру.

При этом гостям в основном предлагают пока старый номерной фонд гостиниц, работающих не первый десяток лет. Из того, что планировалось построить непосредственно к мундиалю, пока готова только 5-звездочная гостиница на Нижнем озере. Достраивается отель на Верхнем озере. По крайней мере, внешне они производят приятное впечатление. Но будет ли достаточным поток туристов в Калининград в следующие годы, чтобы заполнить старые и новые отели?

Сумеет ли город произвести настолько хорошее впечатление на гостей ЧМ-2018, что они захотят вернуться и разрекламируют Калининград как новую туристическую мекку на западе России? Не останутся ли горожане в середине следующего лета посреди недостроенных опустевших декораций, когда российские туристы, напуганные нашими заоблачными ценами, традиционно махнут в Испанию или Турцию, а иностранные только заглянут на денек на футбольные матчи?!

С того момента, как началось обсуждение планов преображения Калининграда к 2018 году и до реализации конкретных проектов планы скукожились до возможного минимума. Но и то малое, что все же решили сделать для города, пока еще не вышло на финишную прямую. Ремонт дорог, тротуаров, фасадов домов, строительство гостиниц и нового корпуса БСМП, обновление городского транспорта, благоустройство целого острова, реконструкция аэропорта, а так же проекты, к которым только приступили, например, обучение всех, кто будет так или иначе работать с болельщиками английскому языку – на все это осталось пять с небольшим месяцев.Учитывая масштаб события, времени не так  много. Как бы не пришлось в спешке прятать недоделки и надеяться на вежливость европейских гостей, которые любезно не заметят наших ляпов.

Ксения Семенова

Фото из архива редакции "Калининград 24"

Новости партнеров