15.11.2018 15:57

USD

EUR

Калининград

Против «стаканов», за деревья: общественные скандалы 2017 года в Калининградской области

11:59, 25.12.2017

В уходящем году калининградская общественность неоднократно выступала против сомнительных решений властей и иногда добивалась успеха

Светлогорцы против «стакана Ковальского»

Скандал вокруг готовящейся стройки апарт-отеля, получившего имя «стакан Ковальского» в честь теперь уже бывшего главы Светлогорской администрации, начал разгораться еще в 2016 году. Бурю отрицательных эмоций у жителей Светлогорска и всех, кто знает и любит этот город-курорт, вызвал не только внешний вид 50-метрового строения, но и место его возведения. Для постройки «туристического» объекта застройщик вырубил 44 здоровых дерева на береговом склоне, посаженных еще немцами для берегоукрепления. Помимо экологии и ландшафта, «стакан» стал угрозой для известной достопримечательности Светлогорска: тень от апарт-отеля должна была поглотить мозаику солнечных часов на променаде.

Общественники не ограничились электронными петициями в адрес меняющихся глав региона и обращением к президенту страны, а призвали на помощь закон, прокуратуру и суд, и это (а так же, вероятно, очередные выборы губернатора области и президента) дало положительные результаты. ООО «Солнечный берег» поначалу пыталось, пользуясь поддержкой местных властей, игнорировать предписания прокуратуры, но застройщику все же пришлось выплатить компенсацию за уничтоженные зеленые насаждения в размере 500 тысяч рублей. Затем последовал долго откладываемый арбитражныйсуд, который вслед за областным признал незаконным выделение участка под застройку и вынес решение о расторжении договора аренды на земельный участок под застройку. Теперь осталось только привести склон в порядок.

Спасет ли побережье от другой высотной застройки этот успех общественников, пока сказать сложно. От чиновников периодически поступают заявления о том, что строить там надо, только в меньшей высотности. Но губернатор Антон Алиханов признал правоту борцов с застройкой склона у Солнечных часов.

Дорога к порту через грабовую рощу

Общественный резонанс еще одному проекту удалось придать жителям другого курортного города. Через центр Пионерского власти хотели протянуть дорогу к будущему порту. Как водится, для строительства наикратчайшего пути предполагалась вырубка 1,5 тысячи деревьев – целой грабовой рощи.

Позиция властей казалась непреклонной, жителей просто ставили перед фактом, несмотря на их протестыи вмешательство регионального отделения Общероссийского народного фронта. Проект дороги через центр курорта уже был утвержден, более того, президент Владимир Путин во время своего визита в Калининград поставил задачу начать строительство терминала в 2018 году.

Решение региональных властей пойти на уступки жителям стало неожиданным. В начале декабря на оперативном совещании в правительстве губернатор области Алиханов сообщил, что трассу решено сделать в обход города, по территории бывшего совхоза «Светлогорский». Возможно, что и в этот раз жителям подыграли предстоящие выборы.

Народные аллеи против чиновничьих вырубок

Проблема уничтожения аллей вдоль дорог Калининградской области существует не первый год, время от времени разгораясь на почве очередной вырубки. Но в сентябре уходящего года назрел настоящий общественный скандал, когда власти вместе с дорожниками приговорили к уничтожению аллею в поселке Переславское, по старой Светлогорской дороге. Здесь для строительства тротуаров в поселке и приведения дорожного полотна к существующим нормативам решили спилить 430 деревьев.

Общественников возмутил такой подход к ремонту дороги, являющейся туристической достопримечательностью и имеющей скоростной дублер – Приморское кольцо. Ведь только весной этого года тогда еще врио губернатора Алиханов заявлял, что деревья вдоль дорог будут убираться только в случае расширения трасс.

Петиция, созданная общественниками, собрала на сегодняшний день уже более 65 тысяч подписей, однако власти упорно делают вид, что общественного мнения в этом вопросе не существует. Вырубки придорожных аллей продолжают проводиться и муниципалитетами, которые действуют якобы с целью убрать с обочины ветхие деревья.

Однако защитники калининградских аллей не собираются опускать руки и продолжают привлекать сторонников и бороться за сохранение уникального дорожного ландшафта области. В ноябре жители региона посадили аллею, саженцы для которой приобретались на пожертвования неравнодушных людей. А недавно активисты разработали программу для мобильных телефонов, позволяющую вести учет зеленым насаждениям для всех желающих.

Праздник благоустройства – бесконечный и бессмысленный

В уходящем году Калининградская область втянулась в программу благоустройства дворов, которая вылилась в череду праздничный открытий парковок, тротуаров, детских и спортивных площадок. Первый с песнями плясками был открыл отремонтированный двор в городе Советске, за ним идею всенародного праздника в честь покрашенных качелей подхватил весь регион.

Однако торжественные рапорты пресс-служб облправительства и муниципалитетов то и дело перемежаются статьями в СМИ и блогерскими заметками в соцсетях о том, что повода для праздника вовсе нет. Зачастую благоустроенные территории выглядят чуть ли не хуже, чем были до того, как туда пришел подрядчик и навел красоту: грязь вокруг детских площадок (а часто и на самих "территориях детства"), засыпанные песком газоны, обрезанные до состояния столбов деревья.

Самыми яркими примерами ситуации, когда хотели сделать как лучше, но что-то пошло не так, стали белые мосты с серой грязью на Нижнем озере и спортивная площадка под эстакадным мостом на острове Канта в Калининграде, проработавшая несколько часов после открытия. И если в первом случае есть шанс, что мост все же хотя бы перекрасят в какой-то менее пачкающийся цвет, то закрытие только что открытой спортплощадки власти сочли совершенно обыденным явлением.

Железнодорожный водонапорные башни

Спасти нельзя снести

Не только зеленые насаждения периодически попадают под горячую руку власть имущих. Порой кажется, калининградцы давно уже привыкли к тому, что многие старинные строения в области разбираются на кирпичи, а на их месте возникают пустыри или возводится безликая типовая застройка. Однако очередные разрушения, начавшиеся весной уходящего года, жители области встретили в штыки.

В поселке Железнодорожный под Правдинском власти задумали разобрать на стройматериалы якобы уже разрушившиеся сами собой исторические водонапорные башни. Однако, как оказалось, и самих жителей поселка, и региональную общественность такое применение истории не устроило. Неравнодушные жители создали петицию в адрес губернатора и собрали подписи под обращением к главе Службы охраны памятников с просьбой придать водонапорным башням охранный статус.

Руководитель Службы Евгений Маслов, однако, отказывался принимать необходимые меры, мотивируя это тем, что на подготовку документов уйдет слишком много времени и башни уже будут разрушены. Общественники не стали ждать милости от госорганов и самостоятельно подготовили необходимые документы. И хотя одна из башен все же была варварски разрушена, на заседании общественного совета при Службе госохраны объектов культурного наследия приняли решение о придании уцелевшему объекту охранного статуса.

А курортный Зеленоградск чуть было не лишился 23 домов довоенной постройки. В марте власти города объявили о признании их аварийными и намеревались снести, чтобы на их месте создать «комфортную городскую среду в исторической части города». Однако что именно подразумевалось под такой средой, в администрации не уточняли. Вызывал вопросы и процесс признания строений аварийными: по словам жителей этих домов к ним не приходили никакие комиссии.

Перспектива лишиться уютного уголка в приморском городе возмутила не только многих калининградцев, но и жителей «большой России», приезжающих в Зеленоградск на отдых. Высказался против массового сноса и губернатор области. Однако пока что в истории 23 «аварийных» домов исторического центра Зеленоградска рано ставить точку: четкого решения их судьбы власти приморского города так и не представили.

Ксения Семенова

Фото из архива редакции "Калининград 24"

Читайте так же об итогах 2017 года:

Фасады без крыш, улицы без трамваев: калининградская готовность встречать год ЧМ-2018

Новости партнеров