21.06.2018 22:31

USD

EUR

Калининград

Семь верст не крюк: как областные перевозчики калининградцев прокатывают

18:04, 01.10.2017

В самой маленькой области России доехать из точки А в точку Б общественным транспортом порой сложнее, чем долететь до столицы страны за тысячу с лишним километров

Калининградская область

Личное авто – не роскошь, а вынужденное средство передвижения

Янтарный край традиционно занимает ведущие места в рейтингах по обеспеченности личными авто, в прошлом году по данным «Автостата», наша область уступала только Камчатскому, Приморскому краям и Московской области. У нас было 344 машины на 1000 человек. В Калининградской области, максимальная протяженность которой составляет 205 км, такое количество автомобилей не только показатель близости к европейскому авторынку, но и вынужденная мера. Жителям самого западного региона страны приходится покупать собственный автомобиль, хотя бы самый дешевый и плохонький, иначе поездки в областной центр, в районы или на море станут просто невозможны.

Отрезанные нерентабельные окраины

Если в самом Калининграде общественный транспорт хотя бы в небольшой части обслуживает муниципальный перевозчик, то в области пассажирские перевозки осуществляют исключительно коммерческие организации, основная цель которых – получение прибыли. Но, к сожалению, значительная часть населения, особенно в центре и на востоке области, остается за пределами прибыльных маршрутов.

Из 19 городских округов и 3 районов стабильным автобусным сообщением могут похвастать единицы. Регулярно общественный транспорт из Калининграда ходит в Советск, Гусев, Черняховск, Правдинск, Гвардейск, Полесск, Мамоново и, конечно, приморские города – сюда автобусы отправляются буквально каждые полчаса. Но даже в этих муниципалитетах сложности начинаются, когда жителям поселков (не говоря уже об отдельных хуторах) приходится ехать в город. Порой проблематично добраться не только до Калининграда, но и до районного центра.

В сельские населенные пункты, расположенные в стороне от центральных дорог, рейсовые автобусы, как правило, не заезжают, и жители таких поселков вынуждены проходить пешком 5-7 километров (а иногда и больше) до ближайшей остановки. Но и по основным районным и окружным магистралям автобусы проезжают не часто. В расписаниях порой значатся один-два рейса – и те не каждый день!

расписание автобусов

А в город, хотя бы в районный, время от времени необходимо поехать всем: в магазины или на рынок за продовольственными и хозяйственными товарами, в аптеки, больницу, на почту, в администрацию, в социальные службы, да и навестить родных и близких. Жители сельской местности с ностальгией вспоминают, как в советские годы рейсовые автобусы ходили не то что в каждый поселок – даже в лесхозы.

Двухколесная альтернатива

Работник одной городской администрации как-то заметил в частной беседе, что личный автомобиль решает все проблемы. К сожалению, чиновники забывают, что далеко не каждый может позволить себе покупку машины, и не только по финансовым причинам. Есть категории людей, которые просто не могут получить права: по состоянию здоровья или по возрасту. При этом значительная часть сельского населения – это именно люди пожилые, или малообеспеченные семьи. И пока в Калининграде прогрессивные умы борются за массовое строительство велодорожек, на окраинах области едут, где придется на единственном общедоступном транспорте – велосипеде – по своим делам за 15-20 километров.

Все дороги ведут в Калининград

А вот за 100 с лишним километров добраться уже сложнее, но это не отменяет необходимости периодических поездок в областной центр. Несмотря на наличие больниц практически во всех муниципальных образованиях, многие процедуры и диагностика доступны только в Калининграде. Сделать МРТ, посетить центр планирования семьи, попасть на прием к некоторым специалистам можно только в столице области. Студентам необходимо ездить на учебу, специалистам на аттестации и повышения квалификации. О том, чтобы, например, из Нестеровского района попасть на море без машины и мечтать не стоит.

Нередко поездка в Калининград из города на окраине области может занять 5-6 часов только в одну сторону! Съездить в один день в областной центр, решить насущные вопросы и вернуться обратно практически невозможно. Автобусные маршруты перевозчики составляют таким образом, чтобы извлечь максимальную прибыль и «по пути» захватить пассажиров из других районов. Зачастую такие маршруты доходят до абсурда и становятся, в отличие от прямых, на самом деле нерентабельными. Там, где два раза в день мог бы ходить автобус малой вместимости со временем в пути около 2 часов, перевозчик запускает транспорт на большее количество мест через все более-менее попутные населенные пункты. Но ехать 170 километров за 5 часов (как, например, из Краснознаменска в Калининград) находится не много желающих.

Кто платит по счетчику?

Помимо времени, затраченного на дорогу, окружной путь еще и накладен для пассажиров. Ведь чем больше километров проезжает автобус, тем больше затрачивает топлива, и, соответственно, тем дороже стоит билет. Считать свои деньги умеют не только автоперевозчики, но и пассажиры. А им не просто предлагают провести в дороге лишние часы, но еще и оплатить лишние расходы топлива, когда пассажиры заинтересованы в том, чтобы попасть из пункта «А» в пункт «Б» кратчайшим путем и максимально быстро.

Решить проблему не так сложно, для этого требуется лишь заинтересованность четырех сторон: перевозчика, пассажиров, муниципальных властей, на территории которых перевозки осуществляются и министерства развития инфраструктуры области. Но пока перевозчики пытаются оказывать услуги на не самых интересных условиях и жалуются на нерентабельность, а пассажиры предпочитают самый дешевый и старый личный автомобиль автобусам, зачастую таким же старым. Попытки министерства развития инфраструктуры регулировать вопрос областных пассажирских перевозок пока заметных результатов не дают, а муниципальные власти и вовсе стараются держаться в стороне, мол, пассажирские перевозки – это бизнес, и работают по своим законам.

Ксения Семенова

Фото: скрин расписаний на сайте автовокзала Калининграда и Яндекс-карты

О том, как обстоят дела в сфере железнодорожных пассажирских перевозок, читайте в материалах:

В РЖД рассказали, когда туристы смогут попасть в Янтарный на электричке Поезд «Калининград – Москва»: путешествие для терпеливых

Вернет ли «РЖД» Антону Алиханову железную дорогу?

Новости партнеров