16.01.2018 16:24

USD

EUR

Калининград

Елена Курникова: «Театр - это диагноз»

10:28, 26.02.2017

Худрук ТЮЗа «Барбарис» - о превратностях своей судьбы и театральной жизни Калининграда

Наш портал сообщал об открытии в областной столице нового культурного учреждения - театра юного зрителя «Барбарис». Создатель театра в эксклюзивном интервью рассказала, почему после окончания технического университета рванула в Москву поступать в театральный институт и как складывалась её карьера актрисы.

- После окончания школы я поступила в технический университет на факультет менеджмента, - рассказывает Елена Михайловна. - Тогда это была новая модная специальность, считалось престижно, и моя мама настояла. На первом курсе института я уже поняла, что это совсем не то, что мне нужно и хотела бросить учебу, но мама уговорила закончить. Потом открыла свою фирму и занималась бизнесом. В принципе, довольно успешно.

Позже, никому ничего не сказав, придумав какой-то повод, полетела на неделю в Москву на прослушивания в театральные вузы. Как мне пришло это в голову, сама до сих пор понять не могу. Что мной двигало, не знаю. Просто как будто так надо было. Поняла, что больше вообще ничего не хочу, кроме как в театр. Я вообще большая авантюристка по жизни, как оказалось.

Вернувшись на Камчатку, объявила семье, что переезжаю в Москву и буду поступать в театральный. Все, конечно, были в шоке, такого не предполагалось и мыслей не возникало. Я в детстве была тихой, скромной девочкой. Почти отличницей. Училась в физико-математическом классе. А тут театр... Да и к тому времени у меня уже был ребенок. Ну приняли за блажь. Мама надеялась, что это скоро пройдет. А я собрала вещи, забрала сына и уехала. И поступила. Училась в ГИТИСе. Потом по ряду разных причин и жизненных обстоятельств в конце 3-го курса перевелась в ЯГТИ (Ярославский государственный театральный институт). Его диплом и имею.

- Не страшно было отправлять за несколько тысяч километров в столицу, тем более с ребенком на руках? Не пугала неопределенность?

- Да, конечно, было страшно, но, как говорил Чингисхан: «Боишься - не делай, делаешь - не бойся, а сделал - не сожалей». Это было очень тяжелое время. Но мама меня всегда во всем поддерживала, верила в меня, даже если ей мои «затеи» не очень нравились. Без неё я бы не справилась.

- Итак, поступив в ГИТИС, вы приехали в Москву, как дальше складывалась ваша жизнь, чем кроме учебы занимались?

- Когда учишься в театральном институте, заниматься чем-то, кроме учебы, практически нет времени. На актёрском факультете график не позволяет. С 9.00 начинаются пары и заканчиваются порой в 23.00 только потому, что ребятам надо успеть на метро. Если занятия заканчиваются раньше, то это не значит, что все свободны, все постоянно что-то репетируют, отрабатывают танцы, учат текст и т.д. Это очень нелегко на самом деле. Очень часто студенты спят на теоретических предметах в прямом смысле из-за усталости.

 

- Как в таком режиме ребенка успевали воспитывать?

- Никак не успевала, увы. На первом курсе пришлось взять няню, ребёнка я видела 15 минут в день по утрам. Когда возвращалась с учебы, он уже спал. Поэтому его забрала бабушка в Калининград, где он и жил до школы.

- Что больше всего запомнилось во время учебы в университете?

- Запомнилось всё. Это было чудесное время студенчества. Театрального студенчества. Единственное, что его омрачало, что семья была далеко.

- Хотел бы подробнее расспросить о ГИТИСе, сложно туда поступить?

- Очень сложно. Я поступила со второй попытки. А в театр попала еще до поступления, точнее сначала это был театр-студия. Во второй - на предпоследнем курсе, когда по ряду причин перевелась из ГИТИСа в ЯГТИ (Московский филиал).

- Какой там был конкурс на место, какие экзамены сдавали?

- Этапы поступления во все театральные вузы одинаковы. Их шесть: прослушивание, три отборочных тура, конкурс и коллоквиум. Ну и как в сказке: чем дальше, тем страшнее. Из нескольких сотен человек, пришедших на прослушивание, остается человек 30 на курс. Вот как-то так.

Елена Курникова

- Бытует мнение, что каждый актер театра мечтает сняться в кино, согласны с этим?

- Да, наверное, это так. По крайней мере, просто попробовать точно хочет каждый. Я тоже пробовала, немного снималась в студенческие годы, даже мой сын снимался (причем роли у него были посерьезнее моих), но быстро поняла, что это не моё. Во-первых, существует совершенно верное высказывание, что театр - это жизнь, а кино - это деньги (для артистов), я с ним согласна на все сто. Во-вторых, беготня по кастингам и пробам занимает очень много времени. Если тебя утвердили или пригласили, то это ежедневный подъем в 5-6 утра, потому что в 8.00 уже команда «мотор!», а заканчивается съемочный день, порой, в 23-24 часа, а то и позже. И еще, например, если в кадре лето, а съемки проходят поздней осенью, а надо быть в легком платье или того хуже - купаться и загорать... Вот тогда я и поняла, что не готова к такой работе даже за хорошие деньги.

- Вы организовали в Калининграде первый профессиональный ТЮЗ, тем самым открыли новое театральное направление в области. А что еще считаете не хватает калининградскому зрителю?

- Я бы сказала, новое направление не в области, а в Калининграде, в области профессиональный ТЮЗ есть (Тильзит-театр). А не хватает, на мой взгляд, именно профессиональных драматических театров. Калининград не такой уж маленький город, а драматический театр всего один. Как не может быть один кинотеатр на такое количество населения, один музей, один ресторан, один супермаркет, так и театр не должен быть один. У людей нет альтернативы - это неправильно. Я сейчас не говорю о непрофессиональных (любительских театрах или студиях) - это другая история.

- В каком положении сейчас находятся молодые российские актеры?

- Как это ни банально, но не хватает им того же, чего и многим другим - зарплаты. И это касается как молодых, так и не очень молодых российских актеров. В театрах небольшие зарплаты. От того и идут многие в кино, не всегда качественное, глупые сериальчики и передачи, которыми сейчас, увы, заполнены телевизионные каналы. Не за творческой реализацией, а за дополнительным заработком.

Елена Курникова

- Какие советы дадите юношам и девушкам, которые отправляются из Калининграда поступать в театральные вузы?

- Дам тот же совет, который они услышат при поступлении от мастеров: если есть возможность, не идите в эту профессию. Взвесьте многократно и, если только вы поймете, что не можете существовать вне театра, тогда поступайте. Театр - это диагноз, если вы им не болеете, не ходите дети в театр поступать. Такой вот совет.

- Елена Михайловна, спасибо большое за интервью. Удачи в творчестве, мы будем и дальше следить за успехами вашего театра.

Беседовал Дмитрий Ульянов

Новости партнеров