23.01.2017 16:45

USD

EUR

Коварное море и фанаты: как работает калининградская инспекция на воде

МЧС 17:56, 19.12.2016

В этом году на учет в ГИМС поставлены 644 маломерных судна, а всего их в регионе - больше 20 тысяч. Кто и как контролирует водный транспорт? Как получить удостоверение судоводителя? Что чаще всего приводит к гибели людей на воде?

gims-kaliningrad-3

Наш собеседник – начальник ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» Геннадий Ястребов (на фото он вместе с министром МЧС РФ Владимиром Пучковым).

- Геннадий Андреевич, в названии вашей службы заложена её задача: Государственная инспекция по маломерным судам. Инспекторы ГИМС ведут надзор за всем водным транспортом, который есть в регионе?

- Раньше регистрации в ГИМС подлежали все плавательные средства, вплоть до водных велосипедов, гребных лодок. И я считаю, что это было правильно. У лодки был бортовой номер, и мы всегда могли определить, кому она принадлежит. Однако федеральным законом №36 сделано ограничение, теперь плавательные средства грузоподъемностью меньше 200 кг и у которых двигатель меньше девяти лошадиных сил, не надо регистрировать.

- Чтобы было понятно нашим читателям, без надзора остаются маленькие какие-то катера?

- Это, к примеру, судно с надувными бортами, на нем может находиться 4-6 человек и больше. При этом у него небольшой двигатель, который не подлежит регистрации, и судоводитель может не иметь удостоверения. И вот некий человек, не имея навыков управления маломерными судами, не зная правил, берет на борт пассажиров и отправляется в залив. И начинаются переворачивания и прочие проблемы. Некоторые останавливаются прямо на судовом ходу в Калининградском морском канале, чтобы половить рыбу, а это категорически запрещено. И по России уже есть случаи гибели людей при таких обстоятельствах.

Законодатели вроде бы хотели сделать как лучше для людей. Но в результате увеличилось количество правонарушений на воде. Возросло и число краж. К нам поступает масса заявлений: помогите, украли двигатель. Смотрим, а его нет у нас на учете. Воры же тоже знают, что раньше информация о любом двигателе была в ГИМС, при повторной регистрации его было тяжело узаконить.

- Какие нарушения в основном выявляются?

- Выходят на воду без документов, без спасательных средств, нарушают порядок маневрирования, превышают скорость (в некоторых местах у нас есть ограничения по скорости). Много проблем создают гидроциклисты.

Когда проверяем наличие спассредств, иногда можно слышать, мол, зачем мне спасательный жилет, если я далеко от берега не отхожу. Как показывает жизнь, жилет должен быть обязательно. Был случай, когда пять человек на лодке вышли в Куршский залив и на полном ходу влетели в сети. Сеть натянулась, потом – резко назад, и люди оказались в воде. Все погибли. А будь они в жилетах, выжили бы!

kaliningrad-gims

- Если вам какой-нибудь лодочник или гидроциклист не поднадзорен, как вы его можете привлечь к ответственности за нарушения?

- Мы тесно работаем с полицией на водном транспорте, с транспортной прокуратурой, следственным комитетом, таможней, погранслужбой, рыбинспекцией. Выходим в совместные рейды.

- Где у нас обучают на судоводителей?

- В Калининграде и Полесске есть несколько школ. Раньше мы их контролировали, теперь это задача министерства образования области. Экзамены проходят в ГИМС, как и будущие автоводители, претенденты в судоводители сдают теоретическую и практическую части. В Светлом есть площадка для сдачи практических навыков.

В этом году получили удостоверения 417 человек, еще 160 – поменяли на новые. Скажу, что подавляющее большинство сдают экзамены с первого раза.

- В этом году количество ваших «поднадзорных» увеличилось на 644, а что это за транспорт?  

- Тенденция такая, если рассмотреть на примере с автомобилями: раньше был у человека «Запорожец», потом купил «Жигули», старенький «Мерседес» и вот уже накопил на «Лэндкрузер». Но, конечно, каждый покупает плавсредство для своих целей. Для рыбалки в основном берут небольшие надувные лодки с двигателем 5-8 лошадиных сил. При этом для выхода в море это уже не подходит. А у нас есть рыбаки, которые ловят только морскую рыбу или только хищников.

В последние годы среди жителей Калининградской области становится все больше популярен отдых на воде. Заметил и такую тенденцию. Когда на сухопутных погранзаставах одно время были огромные очереди, люди начали переориентироваться на водную границу. Таможню проходят в Балтийске, оттуда через Куршский залив – во Фромборк (там есть оборудованные стоянки) или идут дальше в Европу. Для таких походов, конечно, используют яхты, в которых есть спальные места, туалетная комната, кухня. И на учете в ГИМС таких довольно много.

- Геннадий Андреевич, 29 ноября в Куршском заливе произошла очередная трагедия: пропали трое рыбаков, двоих уже нашли мертвыми. Какова основная причина трагедий на воде?

-  Чаще всего и во время купания, и на рыбалке люди гибнут в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, приезжие не знают специфику нашего моря. А оно коварное, особенно в районе Балтийска. Вроде бы все тихо, но заплывешь, начинаешь возвращаться к берегу, а он все не приближается. У человека начинается паника, что нередко и приводит к трагедии. А при таком отжимном течении надо плыть не напрямую к берегу, а вдоль, по касательной.

С рыбаками проблемы круглогодичные, но особенно в зимний период. Лед еще только чуть-чуть встал, а они уже пошли. Или у берега уже вода, идет шуга, но все равно одевают костюмы и ползут на льдины. Есть у нас, к сожалению, такие фанаты.

На территории области 22 места, где традиционно бывает много рыбаков. На Куршском заливе до тысячи машин собирается. Когда твердый лед, еще ничего. Но когда он начинает подтаивать, беда может случиться каждую минуту, если не секунду.

Наверно, многие помнят трагедию, когда в марте 1994 года в заливе утонул 51 человек. Тогда начался отжимной ветер, льдина отошла от берега, а потом её начало ломать. Люди в панике прыгали в холодную воду и погибали. Сотрудник ГИМС Валерий Иванович Фадеев, рискуя собственной жизнью, на лодке спас 47 человек и был удостоен звания Герой России.

В те годы не было таких сил и средств, которые имеются сейчас у поисково-спасательного подразделения ГУ МЧС, и у нас есть судно на воздушной подушке. Но это не говорит о том, что можно делать все, что вздумается. Все равно бывают такие ситуации, когда мы можем не успеть.

gims-kaliningrad-1

Одна из задач ГИМС – профилактика несчастных случаев на воде. И в этом плане наши инспекторы проводят огромную работу. Выступают на радио, телевидении, в газетах, проводят занятия в школах, детсадах, летних лагерях отдыха. У нас есть агитационная машина, которая летом постоянно выезжает в места массового отдыха, в зимний период – туда, где собираются рыбаки. Проводим с ними беседы, выдаем памятки. До кого-то удается «достучаться», а кто-то, только попав в беду, начинает осознавать, что вода ошибок не прощает.

Подготовила

Елена Несмачная.

О собеседнике

g-a-yastrebov

Геннадий Андреевич Ястребов окончил военное артиллерийское училище, затем - военно-политическую академию. Службу в Вооруженных силах завершил заместителем командира дивизии в звании полковника. Работал в администрации Калининградской области руководителем секретариата губернатора. В течение пяти лет возглавлял телекомпанию «Дюны» (отметим, что в те годы на канале выходило 15 собственных программ!). С 2005 года – начальник ФКУ «Центр ГИМС МЧС по Калининградской области». 

 

Новости партнеров