Осколки Кёнигсберга 07:55, 25.12.2018
Парк-отель – Parkhotel
Время строительства: 1928–1929 годы
Адрес расположения: Königsberg, Hintertragheim, 33 – Калининград, ул. Сергеева, 2
Архитектор: Ханс Хопп
Многие из вас не раз проезжали или проходили мимо него, но не многие из вас знали о его истории, судьбе и назначении, скорее всего считая его, произведением уже советской эпохи. Сейчас я развею все эти домыслы и сомнения.
Во времена Кёнигсберга, рядом с Королевским замком, располагался красивейший городской пруд, носивший название – «Замковый» (Schlossteich). Кроны вековых лип, кленов и каштанов создавали тут настоящий оазис тишины, среди городской суеты и шума.
Именно поэтому, его уютные прогулочные дорожки и променад всегда притягивали горожан, которые любили прогуливаться тут в вечернее время. Сам пруд появился тут в середине XIII века, после того, как рыцари Тевтонского ордена для защиты замка «Кёнигсберг» с северной стороны, вырыли ров и перегородили земляной дамбой Кошачий ручей (Лебе-бах). Так образовался искусственный водоём, впоследствии ставший Замковым прудом.
После чего, вода из пруда стала использоваться ими для наполнения рвов замка с помощью водяной мельницы, что была построена на одном из его берегов. Именно поэтому первоначальное название пруда было – «Мельничный». Шло время, пруд активно озеленялся и благоустраивался, постепенно становясь одним из любимых мест горожан.
В Средние века пруд стал использоваться городом для водоснабжения. Город активно рос и развивался, активно росло и его население, поэтому вдоль берегов пруда стала появляться плотная городская застройка. Городской канализации в те времена у Кёнигсберга еще не было, а население активно росла. Поэтому в один момент остро встал вопрос о экологии пруда.
Почему спросите вы? А все очень просто: жители близлежащих домов стали выливать нечистоты и мусор прямо на водную гладь пруда. После чего, некогда живописное место с чистейшей водой, где плавали лебеди и водилась рыба, стало быстро загрязняться и превратилось в большую лужу нечистот с неприятным запахом на всю округу.
Все это еще подстегнуло рост заразных болезней среди населения. Эту проблему городским властям долго не удавалось решить, ведь пруд и прилегающая к нему территория были королевской собственностью, чью власть в Берлине мало интересовали санитарные проблемы Кёнигсберга. Проблему удалось решить лишь в 1810 году, когда город смог выкупить пруд у королевской четы. В начале XIX века пруд стал очень затратным для содержания городом и появились планы по его засыпке и последующей жилой застройке этого лакомого места в самом центре города.
Однако в ситуацию быстро вмешались неравнодушные горожане, которые решили сохранить пруд для Кёнигсберга, превратив его в крупное городское место отдыха и развлечений.
В начале XX века плотная жилая застройка у самой кромки берегов пруда стала постепенно отступать и у пруда появились свой первый променад, прогулочные дорожки, собственный водный каскад, пешеходный мост, Биржевой сад и даже Лебединый домик. Да, да, вы не ослышались, именно Лебединый домик. Именно на тихой водной глади пруда так любили почистить свои перышки белоснежные лебеди, что так охотно прилетали сюда погреться на теплом солнышке, радуя собою многочисленных отдыхающих горожан.
А «лебединая история» Замкового пруда берет свое начало с 1604 года, когда по приказу прусского регента Георга Фридриха I (Georg Friedrich I) сюда запустили первых белоснежных лебедей. Так в городе окончательно сформировался, один из самых узнаваемых и любимых жителями, городских прудов.
В конце XIX века богатые предприниматели и торговцы Кёнигсберга на северо-западном берегу Замкового пруда решили построить свой клуб по интересам. Место для будущего строительства было выбрано поистине красивое и очень атмосферное. За короткий срок, тут был разбит живописный сад с вековыми деревьями и кустарниками, что выходил к берегам Замкового пруда и выстроен красивейший входной портал с декоративными колоннами и скульптурами, но уже со стороны пересечения Burgstraße (ныне начало улицы Пролетарской от Дома Советов) и Hintertragheim (ныне улица Сергеева).
В начале XIX века все это великолепие природы и архитектурной мысли получило свое официальное название – «Биржевой сад» (Börsegarten). Его он получил, в честь основания в 1830 году, «Союза садоводов Биржи», который бережно ухаживал и развивал его, а также за свой счёт устраивал для посетителей и горожан музыкальные концерты на его территории. Однако были у сада и три других названия: «Биржевой», «Берлинский» и «Летний сад Биржи». Все они были равнозначны и повсеместно использовались в лексиконе горожан.
Сам сад выглядел необычайно красиво, помпезно и отличался обилием террас и аккуратных прогулочных дорожек под кронами вековых лип и каштанов. Все это великолепие сада гармонично дополняла его главная изюминка – Биржевой портал.
Он представлял собою двухэтажное здание полукруглой формы, по центру которого был расположен отдельный прямоугольный входной арочный портал с гранитными ступенями и массивной дубовой дверью. Дополняли его две пилястры в ионическом стиле, поддерживающие небольшой балкончик с двумя вытянутыми вазонами с цветами, что возвышался над главным входом. Достаточное освещение порталу осуществлялось по средству газовых фонарей, что шли по его периметру.
Далее, на уровне первого этажа, в обе стороны шли 4 прямоугольных окна и небольшая кованая оградка с 6 небольшими деревцами. Второй этаж здания венчали две декоративные женские фигуры в туниках. От них, в обе стороны, шли 16 пилястр, которые образовывали сквозную прогулочную террасу, с которой открывался великолепный вид на Замковый пруд. Верхушку здания венчал прямоугольный фронтон с 4 декоративными вазонами по углам и полукруглая конусообразная крыша, покрытая листовой черепицей.
А богатая декоративная лепнина фасада здания только добавляла ему ажурности и помпезности. Особенно стоит отметить тот факт, что на уровне крыши располагались специальные квадратные деревянные решетки. Созданы они были не случайно – именно сюда тянулись многочисленные вьющиеся растения, формировавшие тем самым, вертикальное ландшафтное озеленение всего здания. Поистине величественное и благородное получилось здание, и ничего лишнего – всего тут было к месту и в самый раз!
В итоге, всё великолепие и красота Биржевого сада стало для горожан по-настоящему любимым местом отдыха от городского шума и суеты. Именно тут можно было не только хорошо провести время, любуясь вечерним променадом Замкового пруда, но и отдохнуть от тяжёлого рабочего дня с бокалом хорошего вина. Сюда также частенько захаживали и студенты знаменитой Альбертины, чей новый корпус располагался совсем неподалёку от самого сада (ныне корпус БФУ им И. Канта на улице Университетской). Также здесь проходили различные музыкальные концерты, гуляла весёлая молодёжь, по водной глади пруда дефилировали прогулочные лодочки с улыбчивыми горожанами.
Но время шло, наступила Первая Мировая война и в одночасье для сада наступили сложные времена. После её окончания, Германия испытывала очень серьёзные экономические и финансовые трудности, которые в первую очередь затронули сферу торговли. В 1929 году «Союз садоводов Биржи», из-за кризиса и долгов, потеряет большую часть своего финансирования и будет вынужден продать всю свою территорию Биржевого сада под строительство нового фешенебельного отеля, который в последствии получит название – «Parkhotel».
В начале 1920-х годов в Германии появляется архитектурный стиль «Баухаус» (Bauhaus), который сразу становится очень популярным в Кёнигсберге. Совершенно не похожий на предыдущие направления архитектурного облика зданий города, он отличался своей монументальностью, простотой линий и отсутствием каких-либо излишков и помпезности. Это направление быстро влюбило в себя многих молодых и амбициозных архитекторов того времени. Исключением не был и молодой архитектор – Ханс Хопп (Hanns Hopp). Именно он построил в Кёнигсберге больше всего зданий в этом конструктивном стиле.
Сам Ханнс Хопп родился 9 января 1890 года в старом немецком городе Любеке. Обучение проходил в двух крупных городах Германии: Карлсруэ и Мюнхене, где получил звание дипломированного инженера. После чего, молодой и амбициозный дипломированный специалист Хопп прибывает в Кёнигсберг и получает должность «свободного архитектора» в городском совете. Однако во время Первой мировой войны его трудовая деятельность ненадолго прервется – он будет вынужден проходить военную службу в рядах немецкой армии с 1914 по 1918 годы.
После войны Ханнс Хопп устраивается на работу в строительное управление Кёнигсберга, и уже в 1920 году его повышают до руководителя технического отдела и строительного бюро Восточной немецкой ярмарки (Deutsche Ostmesse). Именно строительство целого комплекса зданий и выставочных павильонов выставки станет для него самым грандиозным его архитектурным творением, куда вошли такие монументальные здания как: «Торговый двор» (ныне Городская мэрия на площади Победы) и «Дом техники» (ныне ТЦ «Эпицентр» на улице Баранова.
С 1927 года Хопп решает опять пуститься в «свободное творчество» и им создаются такие здания как: «Женское ремесленное училище» (ныне «Дом офицеров» на улице Кирова), «Паркотель» (ныне Бизнес-центр и центр флебологии на улице Сергеева), «Дом радио» (ныне пристройка к Областной библиотеке на проспекте Мира) и многие современные жилые здания в районе Марауненхоф (ныне район современных улиц А. Невского и Тельмана). Попутно он проектирует и воплощает в жизнь здания несколько городских кинотеатров – «Призма», «Альхамбра» и «Капитоль» (ныне ни один из них не сохранился).
Помимо проектировки зданий, он активно использовал в своей работе и различные скульптурные украшения, в чем ему охотно помогал его друг и соратник – скульптор Герман Брахерт (Hermann Brachert). Во время Второй мировой войны Хопп активно помогает городу строить укрепления и бомбоубежища, для защиты от налетов английской авиации на город. В 1944 году война все-таки вынуждает его уехать из города в Дрезден из-за высокого риска погибнуть. После чего, продолжает свою профессиональную деятельность – строить новые здания на благо своей страны.
После войны архитектурная слава Ханса Хоппа не угасает: в 1945 году он становится профессором Высшей архитектурной школы в Дрездене, а в период с 1951 по 1957 годы является президентом Союза немецких архитекторов и членом Немецкой строительной академии. Вплоть до своей смерти, Хопп продолжал возводить здания по всей Восточной Германии,многие из которых до сих пор украшают разные города Германии и Калининграда. Умер Ханс Хопп 21 января 1971 года в Берлине.
В 1928 году в Кёнигсберге, на западном берегу Замкового пруда, по проекту известного кёнигсбергского архитектора Ханса Хоппа, было начато строительство нового здания гостиницы, получившей название – «Parkhotel». Для неё был выбран, популярный в то время в городе, архитектурный стиль – «Баухаус». Строительство здания длилось ровно год, и в 1929 году объект был сдан в эксплуатацию.
В итоге здание гостиницы уютно расположилось на пересечении двух городских улиц: Burgstraße (ныне часть улицы Пролетарской) и Hintertragheim (ныне часть улицы Сергеева). В итоге, «Парк-отель» стал самой современной и фешенебельной гостиницей во всём Кёнигсберге.
А новое творение Хоппа быстро приобрело заслуженную популярность среди многочисленных туристов и горожан, не привыкших ранее к подобным архитектурным формам и революционным идеям исполнения.
Здание отеля имело ассиметричную форму и состояло из нескольких составных частей. Основной частью являлся: главный прямоугольный 5-этажный корпус, где располагался ресепшн, вход в пивной ресторан и многочисленные просторные гостиничные номера на верхних этажах.
С восточной стороны к нему примыкали два боковых корпуса: один 6-и этажный вертикальный корпус, на первом этаже которого располагались различные магазины, помещения для конференций, а на втором этаже читательский зал и отдельная библиотека и второй 3-х этажный жилой корпус с главным входом в отель.
С западной стороны отеля располагался еще один боковой 2-х этажный корпус, в котором располагался просторный пивной ресторан отеля. Была у гостиницы и своя собственная надземная и подземная автостоянка для гостей отеля – настоящее ноу-хау для того времени!
Облицовка фасада боковых корпусов отеля, была выполнена из натурального тёмного природного камня в виде квадратной плитки. Главный же корпус гостиницы был оштукатурен бело-серой природной штукатуркой с добавление ракушечника, что интересно оттеняло его на общем фоне.
По всему периметру фасада гостиницы шла галерея широких и узких прямоугольных окон, благодаря чему естественный дневной свет равномерно проникал во все помещения здания.
На уровне первого этажа, справа от главного входа, крупными буквами красовалась вывеска названия отеля – «Parkhotel». Крыша здания имела широкую пологую форму с отдельными металлическими трубчатыми дымоходами.
На первом этаже главного корпуса отеля находилось просторное фойе и большой пивной ресторан.
Тут располагалась стойка администратора и ресепшен. От нее прямо шёл коридор в просторный пивной ресторан.
Сбоку от ресепшена, располагалась массивная волнообразная маршевая лестница с латуневыми перилами, которая вела на верхние этажи гостиницы в индивидуальные номера. Гостиница была рассчитана на 132 индивидуальных жилых номера, что делало её самой вместительной в городе.
Сами номера отличались одновременно своей просторностью и одновременно максимальной функциональностью. Именно это качество так ценилось постояльцами отеля и поддерживало стабильно высокую его заполняемость в любое время года.
В каждом номере имелась широкая кровать (в 2 и 3-х местных номерах таких кроватей было больше, согласно числу постояльцев). Также тут имелся свое широкое зеркало с комодом, шкаф, отдельный рабочий кабинет, отдельная телефонная станция, широкие оконные проемы с велюровыми шторами, массивные чугунные батареи в нишах под подоконниками и отдельный сан узел с душем.
Хорошая освещенность номеров достигалась с помощью потолочных ламп и торшеров.
Со стороны двора главного корпуса к Замковому пруду, выходила отдельная крытая и открытая терраса с широкой лестницей. Здесь находилось летнее кафе пивного ресторана под открытым небом, с прекрасными видами на живописные виды городского пруда.
Тут, среди тишины, под тенью крон многочисленных деревьев, за удобными летними столиками, любили коротать время многочисленные постояльцы отеля.
В вечернее время освещение тут осуществлялось по средству специальных небольших электрических белых фонарей, что позволяло гостям кафе засиживаться тут допоздна.
Но если погода портилась или наступала зима, посетители кафе не были лишены этих замечательных видов даже тогда, ведь и из пивного ресторана открывался отличный вид, благодаря многочисленным витражным окнам, что выходили как раз на Замковую террасу пруда.
С «Парк-отелем» связана ещё одна любопытная история. Дело в том, что на одной из его стен долгое время красовалась памятная табличка с указанием, что здесь когда-то останавливался известный русский поэт – Владимир Маяковский.
И всё бы ничего, но поэт был постояльцев отеля немного раньше, в 1925 году, тогда как он сам был построен позже, лишь в 1929-м году.
Данный исторический «фейк» местные краеведы выявили достаточно быстро, и ту памятную табличку сняли, и с тех пор одним историческим ляпом в нашем городе стало меньше.
Во время бомбардировки Кёнигсберга английской авиацией в августе 1944 года и штурма города в апреле 1945-го, здание бывшего «Парк-отеля» избежало серьёзных повреждений и было быстро восстановлено, но в частично перестроенном виде.
Однако, это не помешало ему сохранить узнаваемый внешний силуэт, многими жителями нашего города.
В середине 1960-х годов, в здании бывшего «Парк-отеля» на улице Тихой (ныне улица Сергеева, 2) фешенебельной гостиницы уже не было, её место заняло семейное общежитие. Само же здание было выкрашено в непримечательный грязно-серый цвет, отчего потеряло свою аутентичность и прежний шарм. Боковые корпуса гостиницы так восстановлены и не были, как и не была возвращена его историческая контрастная облицовка фасада.
Также из облика отеля навсегда исчез его боковой корпус и сильно видоизменилась терраса над бывшим Замковым прудом.
Сейчас, о её былой красоте к сожалению, нам уже ничего, ровным счетом, не напоминает.
В остальном же творение Хоппа на берегу современного Нижнего озера, осталось таким же, как и 89 лет назад.
Советские власти города дали вторую жизнь зданию «Парк-отеля», как и многим другим проектам архитектора, только благодаря их внешнему виду, а именно их внешней «схожести» с архитектурой прогрессивного социализма.
Поэтому, получилось так, что Ханс Хопп настолько обогнал своё время, что, сам того не ведая, угодил будущим жителям совершенно другого города – под названием Калининград, с другими порядками и ценностями.
Сейчас туристы тут уже не останавливаются, а место комфортных номеров заняли офисные помещения.
Сейчас в бывшем здании «Парк-отеля» на улице Сергеева, 2, располагается Бизнес-центр с порядка 30-ю различными фирмами и организациями и Центр флебологии.
Очень жаль, что совсем недалеко от этого здания, не так давно, была построена новая 5* гостиница, которая навсегда забрала былые лавры у «Парк-отеля», как лучшей и самой современной гостиницы Кёнигсберга…
Автор текста и фото: Иван Скобей
Популярное
Новости Калининграда
Армия и флот
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ, связь, транспорт
Культура
Медицина
Образование и наука
Общество
Политика
Происшествия
Спорт
Строительство
Фонд президентских грантов
Экология
Экономика и бизнес
Новости партнеров