23.01.2019 04:28

USD

EUR

Калининград

Штраус и Коринфские колонны: история здания театра Луизы на проспекте Мира

Осколки Кёнигсберга 09:05, 16.12.2018

Сегодня я расскажу о знакомом всем здании Областного Драматического театра, что располагается на проспекте Мира

Это, пожалуй, самое узнаваемое сооружение в городе, многие в нём не раз бывали на театральных постановках, но немногие знают, что его современный вид ничего общего не имеет с его довоенным обликом эпохи Кёнигсберга.

Новый театр Луизы — Neue Luisentheater

Время строительства: 1911—1912 годы

Адрес расположения: Königsberg, Hufen Allee, 2 — Калининград, улица проспект Мира, 4

Архитектор: Вальтер Кукук

Заказчик: Мартин Кляйн

Это, пожалуй, самое узнаваемое сооружение в городе, многие в нём не раз бывали на театральных постановках, но немногие знают, что его современный вид ничего общего не имеет с его довоенным обликом эпохи Кёнигсберга.

Историческая справка

Разговор о театральной жизни Кёнигсберга необходимо начинать с оперного театра у Paradeplatz (ныне район улицы Университетская). Он был очень популярен среди горожан. Его тогдашний репертуар отличался провинциальностью: при полных залах шли выступления местного симфонического оркестра. Особенно почиталось композиторское трио: Бах, Бетховен, Брамс.

В 1884—1891 годах оперный театр возглавлял Ф. Вейнгартнер — один из создателей школы дирижёрского искусства в Европе. Именно благодаря ему жители города впервые познакомились с творчеством таких русских композиторов, как Чайковский и Бородин.

Периодически в Кёнигсберге бывал композитор с мировым именем Рихард Вагнер. Основными слушателями и зрителями были бюргеры с семьями. И театрам приходилось идти в ногу со временем. Это чувствовалось во всём — начиная от интерьера (тяжеловесный красный плюш с позолотой, массивные кресла и пиво в буфете) и заканчивая самим репертуаром театра. В 1909 году городской театр торжественно отметил своё столетие.

К 1912 году в Кёнигсберге существовало три театра: упомянутый выше оперный, драматический (открывшийся в 1912 году, впоследствии он стал называться Театром Восточно-прусской земли), Луизен-театр — местный опереточный. Последний находился на Hufen Allee (ныне проспект Мира), вблизи зоологического сада (там, где сейчас располагается областной драматический).

Владельцем его был известный в Кёнигсберге директор Мартин Кляйн, а шли на сцене, как правило, сентиментальные водевили немецких композиторов — приличные и пригодные для семейного просмотра. А когда по Версальскому договору город Тильзит оказался поделённым на две части — по реке Неман, тамошний небольшой городской театр стал называться Восточно-прусским пограничным.

Драматический театр (Schauspielhaus) вначале выступал на сцене Росгартенского Пассажа, а в 1927 году переехал в здание бывшего опереточного Театра Луизы на Hufenаllee, 2 (нынешний проспект Мира, там, где сейчас располагается областной драматический).

Как таковой Театр Луизы просуществовал очень недолго. А вот помещение, построенное для него, пригодилось театральным новаторам: на его базе была создана ещё и труппа «Комическая опера».

Кстати, в 1917 году — к 175-ю Гофмана — здесь была проведена Неделя Гофмана: шли многочисленные спектакли по его произведениям. В самом начале Первой мировой войны городской театр предоставил свои помещения под лазарет, и назад он вернулся только в 1918 году.

А в 1924 году труппы городского и драматического театров объединились. Иначе в условиях Веймарской республики им было не выжить. Так был образован Восточно-прусский земельный театр.

Он располагался в здании бывшего Городского театра на Theaterplatz, 1. Весной 1927 года во время премьеры оперетты «Кавалер Розы» у дирижёрского пульта стоял сам композитор Штраус.

Сооружение Нового театра Луизы было частным. Новый театр должен был служить лёгкой музе, поэтому после перестройки в 1923 году его назвали Комической оперой. Эта перестройка, ставшая следствием экономических трудностей инфляционного периода, не уберегла театр от новой катастрофы.

В конце концов городская администрация взяла на себя полномочия и провела разделение: старый городской театр теперь отвечал за исполнение опер и оперетт, а в новом (называемом также сценой для камерного исполнения) с того момента шли только драмы и комедии. По выбору стройплощадки можно видеть, какое значение приобрёл Хуфен уже в 1911 году. Большая часть публики уже тогда жила в новом предместье вилл Амалиенау.

Краткая характеристика периодов существования здания

В 1911—12 годы построен в качестве Нового театра Луизы. 

В 1923 году перестроен под Комическую оперу Дюмонтом ду Войтелем.

В 1925 году куплен администрацией Кёнигсберга. Перестроен в деловом стиле. Внутренний интерьер оформлен Оскаром Кауфманном из Берлина с залом на 980 мест. В пристройке с плоской крышей на юге — кафе «Трокадеро».

В 1927 году открыт как Новый Драмтеатр.

В 1944—45 годы сильно разрушен.

В 1960 году выстроен на прежнем месте с использованием стоящих стен, пристройка портала с коринфскими колоннами (выполнена строительным управлением Балтийского флота). Руководитель проекта — Кухтененков. Архитектор — Атанов.

Архитектурной описание здания

Двухэтажное здание Нового театра Луизы было построено в 1911—1912 годы на Hufen Allee, 2. Первый этаж здания был представлен центральной частью с  порталом из шести колонн в ионическом стиле. Между ними располагались пять входных дверей в театр. По бокам от которых располагались еще по две двери с каждой из сторон разделенных 6 полукруглыми колоннами.

Второй этаж здания был представлен галереей из 9 прямоугольных и пяти полукруглых окон с деревянными перемычками. Крыша здания была представлена конусообразной вальмовой крышей, покрытой красной клинкерной черепицей. В её центральной части располагалась отдельная башенка с 5 зарешётчатыми небольшими окошками и небольшой башенкой на самой вершине. В центральной части крыши располагалась надпись: «Luisentheater».

На крышу театра и балкон вела отдельная лестница из верхнего фойе. Из крыши выглядывала широкая башня, не выдававшаяся за конёк крыши. При перестройке под Комическую оперу портал театра исчез — и фронт был расчленён по вертикали 10 простыми пилястрами, шедшими через два этажа фойе. Тогда за входным фронтом располагалось просторное фойе. Оттуда лестницы вели в верхнее фойе.

При перестройке здания театра в 1927 году облик лицевого фасада был оформлен прагматичнее и традиционно: с высокой черепичной крышей (из которой была удалена полукруглая башня) и высокими, но очень узкими окнами на верхнем этаже. Тонкий навес, который несли массивные колонны, образовывал по всей длине открытый вестибюль.

По южной стороне располагалось кафе «Трокадеро» — пристройка с плоской крышей. Окружавший сцену с трёх сторон периметр здания имел ту же высоту, что и здание фойе. Из него до сих пор выдаётся более высокий объём сцены — однако с крышей меньшего наклона.

Послевоенный период здания

Во время налёта английской авиации на город в 1944 году здание Луизен-театра получило значительные повреждения: была разрушена крыша и часть несущих конструкций. Оно стояло в руинах в плоть до конца 1950-х годов.

Разработкой проекта восстановления занимался в конце 50-х годов проектный институт «Гипротеатр» из Москвы.

Исполнение его осуществляло строительное управление Балтийского флота.

Таким образом, проект пришёл прямо из столицы — Москвы (как прежде — из немецкой столицы, Берлина), показав в своём оформлении любовь к роскоши сталинской эры.

Так как театр сгорел и стояли только главные стены (часть из них тоже обвалилась), использовались только самые важные элементы стеновой конструкции, ширина была незначительно уменьшена по обеим продольным сторонам.

Так и возник простой, но опробованный тип театра на 930 мест.

В общем, строительное тело с обратной (западной) стороны при восстановлении в 1960 году было упрощено с повышением этажности.

Подвал при восстановлении был частично засыпан.

Что касается любви к роскоши, то прежде всего критике подвергается мощный портик в стиле неоклассицизма с его шестью тяжёлыми коринфскими колоннами.

Однако, предпринимая такого рода оценку, надо помнить, что архитектурный монумент именно на этом месте Хуфеналлее не был выдумкой только московских архитекторов, вдохновение черпалось отнюдь не издалека.

Расположенный в 200 метрах портик Высшей почтовой дирекции (ныне здание штаба Балтийского флота) был закончен в 1916 году.

В Драмтеатре достаточно точно были переняты его пропорции (а также такие детали, как ряд зубцов).

Только вместо ионических были взяты более богатые коринфские колонны. Интересен и один момент связанный с Драматическим театром. Дело в том, что после войны командующим Балтийским флотом был назначен Арсений Головко, чья супруга Кира Иванова-Головко стала одной из ведущих актрис труппы Областного Драмтеатра.

В конце 1940-х годов Сталин с большой симпатией относился к Головко, молодому боевому адмиралу, который в годы войны командовал Северным флотом - и очень тяжело переживал безвременную смерть жены.

Божественно прекрасная Кира так поразила бравого офицера, что, влюбившись, он был готов сделать для неё буквально всё.

Даже построить новое здание театра на том месте, где и сейчас и находился бывшее здание Театра Луизы.

Автор текста и фото: Иван Скобей

Новости партнеров