25.03.2019 14:53

USD

EUR

Калининград

Строевой плац, Есенин и ДОСААФ: история аэродрома Девау на улице Молодая Гвардия

Осколки Кёнигсберга 11:50, 20.02.2019

Сегодня мы прогуляемся с вами в районе конца улицы Гагарина. Тут, вдалеке от центральной городской суеты, расположен знаменитый на всю Европу и Мир, аэродром – Девау

О истории района, где он располагался, его создании, работе, послевоенной судьбе и будет мой сегодняшний рассказ.

Аэродром Девау Flughafen Devau

Год создания: 8 ноября 1922 года

Первый авиаполёт: 11 ноября 1919 года

Последний авиаполёт: 27 января 1945 года

Место расположения: Königsberg, Am Flughafen / Hünefeldstraße – Калининград, район пересечения улиц Молодая Гвардия и Пригородная.

Архитектор здания аэропорта: Ханс Хопп

Исторически Кёнигсберг имел очень выгодное географическое положение, стоя на стыке Западной и Восточной Европы. Город имел прямой выход к Балтийскому морю и развитые дорожную и водную сети. Но особняком стоял воздушный транспорт. Люди все больше и больше мечтали о небе, желая парить в нём как птицы. И первые попытки были сделаны уже в конце XVII века, когда в Европе появились первые прототипы аэростатов и дирижаблей. Так началась эра воздухоплавания, которая активно развивалась XVIII-XIX века. Но в начале ХX века она уступила своё место, новой и более современной, гражданской авиации.

Её начало было положено 17 декабря 1903 года, когда в США на самолете «Флайер-1» созданный братьями Райт, был осуществлен первый устойчивый управляемый горизонтальный полёт в истории. Кёнигсберг тоже был активно вовлечен в этот исторический период, в котором также можно было проследить все периоды развития авиации, описанные выше.  Небо города активно бороздили многочисленные дирижабли и аэростаты, быстро став привычными глазу горожан, часто пролетая прямо над его историческим центром.

Историческая справка

В середине XVIII–XIX веков окрестности Кёнигсберга представляли собою малозаселенные предместья, с просторными полями и пашнями. Но время шло, город рос и активно расширял свои границы. Его недавние пригороды быстро становились новыми районами. Не стало исключением и северо-восточное направление. В начале XIX века тут очень компактно и уютно расположились два исторических городских района: «Кальхоф» («Kalthof») и «Девау» («Devau»).

Кальтхоф был основан во времена Тевтонского ордена, как хозяйственный двор комтура (минимальная административная единица в составе рыцарского ордена). Его основной задачей в те времена, было снабжение продовольствием замка Кёнигсберг и его прилегающих поселений. В 1416 году тут появляется первая медная мельница. Во время секуляризации (изъятии государством у церкви её земельной и иной собственности) поместье Кальтхоф переходит во владения герцогского домена и в 1670 году передается в залог за 24000 талеров коменданту форта Фридрихсбург – Иоганну фон Хилле.

В 1817 году поместье Кальтхоф продается городскими властями в частные руки, без армейского плаца. На тот момент население района составляло 2020 человек. В частных руках оно прибывает до 1905 года, пока его последний владелец Бертольд Клейст снова не продаёт его городу. В честь этого знаменательного исторического события, городские власти дают местному парку название «Клейст-парк». И именно с этого времени Кальтхоф официально становится новым городским районом Кёнигсберга.

Кальтхоф начинает активно застраиваться двух и трех этажными домами, прокладываются новые мощёные дороги, улицы и своя собственная трамвайная ветка, которая соединяет район с центром города. В нём появляется собственная кирха памяти императора Фридриха, приходская община и народная школа для мальчиков и девочек. Просторные западные территории района городские власти отдают кёнигсбергским религиозным общинам, которые организовывают тут многочисленные кладбища. Всего их насчитывалось 14: пять по правую сторону от Konigsallee (ныне улица Юрия Гагарина) и девять по левую от неё. Параллельно, тут появляются крупные промышленные и военные учреждения.

Особенно стоит отметить: восточно-германскую хлебную фабрику и мастерскую Гебеля по производству органов. Военные здания были представлены казармами, расквартированного тут в 1889 году, саперного батальона князя Радзивилла, а с 1893 года и Замландского саперного батальона. Восточные территории нового района, отдаются городом под военный строевой плац, стрельбища, радиостанцию и учебный полигон. В итоге, территория Кальтхофа простиралась на северо-восток от Королевских ворот в сторону обводного вального кольца Кёнигсберга, с востока ограниченная аэродромом Девау, а с запада городским ипподромом.

Поместье Девау изначально представляло собою загородное имение королевской четы, впоследствии переданные ею в пользование городу. Devau, в переводе с прусского языка означает: «Deywis» – «Бог». Видимо слава и успех этому району  уже давно была предначертана свыше. Его широкие и просторные территории стали активно использоваться городом для военных сборов и парадов. В 1717 году прусский король Фридрих Вильгельм I учреждает на принадлежавшем Кальтхофу просторном поле, старейший в Пруссии армейский полигон, получивший название – «Плац Девау»(«Plaz Devau»). В поземельном кадастре Кёнигсберга 1883 года значилось, что Девау уже более полутора века использовался как военный плац.

Не зря тут были проведены два знаменательных военных смотра: 5 июня 1798 года парад принимал лично король Пруссии Фридрих Вильгельм III, а в 1808 году сам император Наполеон. В середине XVIII века этот район сменил свое название на «Gemeinde», но уже через пол века вернет себе свое историческое и более привычное название – «Devau». Именно тут будет суждено возникнуть, первому в истории, европейскому аэропорту и стационарной авиационной метеослужбе, ставшими воздушными воротами Кёнигсберга.

Девау - первая ласточка мировой гражданской авиации

После Версальского мирного договора, установившего запрет для Германии на обладание военной авиацией, всем немецким военным летчикам пришлось перейти в гражданскую авиацию. В Европе и Мире начиналась эра пассажирских авиаперевозок. Кёнигсберг и тут не остался в стороне, став знаменитым на весь мир, благодаря своему первому собственному аэродрому и аэропорту, получившему название – «Девау».

Мировую известность и славу он снискал 11 ноября 1919 года, когда с его взлетной полосы в небо поднялся первый гражданский самолет с пассажирами, взявший курс на Берлин. Однако, это был ещё не официальный полёт, так как сам аэропорт в то время представлял собою закрытую авиабазу Кёнигсберг–Девау (Königsberg–Devau). В 1921 году на территории аэродрома открывается здание первой в мире стационарной авиационной метеослужбы.

Официальной же датой открытия аэродрома считается 8 ноября 1922 года, когда в Кёнигсберге торжественно открылся, первый в Европе и один из первых в Мире, гражданский аэропортовый комплекс «Девау». Этому факту активно поспособствовало Русско-Германское общество воздушных сообщений «Дерулюфт» («Deruluft») с уставным капиталом 250 тыс. золотых рублей, которое было самым успешным и самым продолжительным совместным предприятием России и Германии до начала Второй Мировой войны.

Оно было основано 24 ноября 1921 года, и одним из первых в мире стало осуществлять регулярные воздушные авиаперевозки. Первыми директорами общества были назначены П. Фетте (Берлин) и Е. Гвайта (Москва). А Кёнигсберг был выбран им в качестве своего базового аэродрома, откуда 30 апреля 1922 года стартовал первый самолет по направлению Кёнигсберг –Москва с посадками в Ковно и Смоленске под управлением немецкого пилота Э. Юста.

Авиалиния Кенигсберг–Москва была первой регулярной международной авиалинией в России еще до создания отечественной гражданской авиации в нашей стране. Её первые 10 самолетов «Фоккер» FIII были оснащены российскими регистрационными знаками с РР1 по РР10 и перевозили пассажиров и корреспонденцию регулярными рейсами с периодичностью 2 раза в неделю за 8 часов 45 минут.

С «Дерулюфт» связаны имена известных пилотов Германии и России. Это И. Ф. Воедило – первый из советских летчиков начал полеты в Кёнигсберг, Н. П. Шебанов и Ю. И. Арватов; И. Штольброк – первый в Дерулюфте налетал 100 000 км, В. Гофман – во время войны совершил последний пассажирский рейс из блокированного Кёнигсберга и вывез из окружения 40 мирных жителей. В 1930-е годы работа Дерулюфта была наиболее успешной, общество было одним из лучших в мире по регулярности и безопасности полетов. Через Девау Громов летал на АНТ-3 «Пролетарий» в Европу, а Чкалов на АНТ-25 на авиасалон в Париж. И именно с этого аэродрома до войны был поставлен мировой рекорд дальности полета на планере.

Описание структуры гражданского аэропортного комплекса «Девау»

Аэропортный комплекс Девау был построен в 1922 году и располагался на пересечении двух кёнигсбергских улиц: Am Flughafen (ныне улица Молодой Гвардии) и Hünefeldstraße (ныне улица Пригородная). Он состоял из следующих расположенных под прямым углом к друг другу частей: главного здания аэропорта с залом ожидания, здание стационарной авиационной метеослужбы, здание командно-диспетчерского пункта управления полетами, два отапливаемых авиационных ангара, централизованную систему заправки топливом, подземные ёмкости для его хранилища, дренированное лётное поле, отдельную стоянку для самолетов, рулежную дорожку и взлётную и посадочную полосу.

Все эти элементы были настоящими ноу-хау того времени и не имели аналогов в Европе, а сам аэропорт Девау считался одним из лучших мировых аэропортов того времени. Он занимал особое место в воздушных перевозках Германии и являлся предметом особого внимания государства ввиду того, что по окончании Первой мировой войны провинция Восточная Пруссия оказалась в эксклавном положении.

Главное здание аэропорта представляло собою трехэтажное здание в готическом стиле, выполненное из отштукатуренного красного клинкерного кирпича составленное в виде прямоугольных блоков. С обеих сторон к нему примыкали два одноэтажных боковых флигеля. По всему его периметру шла галерея вытянутых прямоугольных окон с белыми рамами и серия боковых входных порталов с отдельными фонарями. Лицевой фасад здания был дополнен 8 выступающими вперед прямоугольными декоративными колонами и двумя равнозначными центральными входными порталами с двумя массивными деревянными дверьми.

По всему периметру карниза крыши тянулась кованая оградка с причудливым декоративным орнаментом. На крыше был установлен флагшток, для торжественного водружения флага Пруссии в честь проходивших тут торжественных событий. Вход в здание для пассажиров осуществлялся со стороны перекрестка улиц Am Flughafen и Hünefeldstraße, далее пассажир проходил все процедуры оформления на рейс, после чего через центральный выход с обратной стороны здания оказывался на месте посадки в самолет.

С обоих сторон, к главному зданию аэропорта, примыкали два больших лётных ангара. Они имели вытянутую прямоугольную форму с основанием выполненным из кирпича и куполообразную навесную крышу, покрытую листовой медью. Они были изготовлены на местном городском заводе «Union» («Унион»). В 1923 году в них разместились ремонтные мастерские немецкой авиастроительной компании «Junkers» («Юнкерс»), которые, помимо ремонта и обслуживания самолетов, еще и производили тут их сборку.

Далее шли небольшие здания технического и хозяйственного обслуживания. Но гордостью аэродрома, по праву, являлась его взлетная полоса – она имела длину более 800 метров и состояла из бетонных плит уложенных по специальной бесшовной технологии. Она позволяла принимать самолеты любых типов того времени и являлась настоящим произведением технической мысли.

В середине 1930-х годов старое здание аэропорта было перестроено, уступив свое место новому, более современному и функциональному зданию, по проекту городского архитектора Ханса Хоппа. Оно представляло из себя трехэтажное оштукатуренное здание с закругленными боковыми флигелями. Лицевой фасад был представлен крытой террасой с центральным входом и серией широких трёхсекционных прямоугольных окон.

На крыше третьего этажа здания располагался ветроуказатель и ограничители высоты пролёта над ним. Внутри располагались стойка регистрации пассажиров, зал ожидания, ресторан, багажное отделение и комнаты отдыха пассажиров и персонала. С новой перестройкой главного здания, аэропорт приобрел большую функциональность и комфортабельность для самих пассажиров и обслуживающего его персонала.

В конце 1941  года из-за разногласий, истек срок действия договора Девау с фирмой «Дерулюфт». И это, несмотря на отличные многолетние показатели работы общества в Кёнигсберге. В результате чего, аэропорт Дэвау навсегда прервал свое воздушное сообщение с СССР и такая популярная авиалиния навсегда исчезла с туристических буклетов авиапассажиров Европы.

Но на этом его история и жизнь не закончилась, а стала активно продолжаться, но уже с уклоном на внутренние авиарейсы. В августе 1930 года в Девау гостил всемирно известный дирижабль «Граф Цеппелин». Это был его первый визит в город, а последний состоялся за четыре дня до Второй мировой войны, 26 августа 1939 года. Он совершил показательную посадку на взлетную полосу аэродрома и несколько демонстрационных полетов над Кёнигсбергом, на глазах многочисленных и довольных горожан.

В 1922 году самолеты Девау налетали 479.404 км, перевезя 819 пассажиров. В 1927 году, воспользовавшихся его услугами гражданских авиаперевозчиков, было уже 4109 человек, а самолетами налётано в общей сложности 1.097.507 километров.

В 1931 году с аэропорта Девау ежедневно, утром и вечером, отправлялись самолеты в Берлин (583 км), Данциг (148 км), Тильзит (110), Хельсинки, Ковно (Каунас), Ригу, Ревель (Таллин) и Москву и обслужено уже 4394 пассажира и 1.233.540 налётанных километров. В 1934-м году уже 27962 пассажира и 2.255.212 летных километров.

В конце 1936 года на аэродром Девау прилетел АНТ-25 под управлением В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова – через несколько месяцев этот экипаж посадит свой одномоторный АНТ-25 в Ванкувере, совершив первый в мире беспересадочный полет по маршруту Москва – Северный полюс – Америка. В 1939 году здания аэропорта были расширены, Девау принял уже 1173 самолетных перелёта.

Последний пассажирский рейс из Кёнигсберга с аэропорта Девау был выполнен 27 января 1945 года, когда город уже находился в осаде советских войск. В Девау неоднократно лично прилетал рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер и рейхминистр Геббельс, а также командующий рейхсмарине адмирал Бенке, командующий рейхсвером генерал-полковник Ханс фон Сект, Риббентроп и гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох.

Некоторые интересные факты из истории аэродрома Девау

24.11.1921 Создание совместного Русско-Германского общества воздушных сообщений Дерулюфт с уставным капиталом 250 тыс. золотых рублей. Первыми директорами общества были назначены П. Фетте (Берлин) и Е. Гвайта (Москва). Базовым аэродромом общества был выбран Кенигсберг. Первыми самолетами были 10 Фоккеров F III, оснащенные российскими регистрационными знаками с РР1 по РР10. 30.04.1922 - Первый полет по линии Дерулюфта Кенигсберг-Москва с посадками в Ковно и Смоленске на самолете Фоккер F III РР1 под управлением немецкого пилота Э. Юста.

01.05.1922 Официальное открытие в Москве авиалинии Кенигсберг- Москва, которая стала первой регулярной международной авиалинией в России. В этот день самолет Дерулюфта сделал несколько показательных полетов над Москвой в сопровождении военной эскадры.

03.05.1922 Первый полет самолета Дерулюфта из Москвы в Кенигсберг под управлением русского летчика И. Ф. Воедило. С этого времени полеты на авиалинии выполнялись два раза в неделю в обоих направлениях, расстояние около 1200 км преодолевалось за 8 часов 45 минут летного времени.

10.05.1922 Одним из первых пассажиров авиалинии стал русский поэт Сергей Есенин, который вместе с Аседорой Дункан прилетел самолетом Дерулюфта из Москвы в Кенигсберг.

1922-1923 На кёнигсбергском аэродроме смонтированы два первых ангара, изготовленные на местном заводе «Унион». 

1923 год Размещение в ангарах ремонтных мастерских Юнкерса, которые производили также сборку самолетов.

03.07.1923 Пассажиром авиалинии был поэт Владимир Маяковский, под впечатлением от этого полета написано стихотворение «Москва Кенигсберг». Повторно поэт воспользовался авиалинией Дерулюфта

Июнь 1924 В этом месяце частота полетов на авиалинии Дерулюфта КенигсбергМосква в обоих направлениях увеличилась до 6-ти раз в неделю.

31.08.1924 Доставка самолетом Дерулюфта из Москвы в Берлинский зоопарк медвежонка по кличке «Татьяна».

08.10.1924 Первая катастрофа самолета Дерулюфта Фоккер F III из-за тумана на пути из Москвы в Кенигсберг. Погиб немецкий пилот Отто Штегер.

1925 В течение 3-х месяцев Дерулюфт для нужд Аэро-Ллойда начал обслуживать авиалинию КенигсбергБерлин 3 раза в неделю в обоих направлениях. В 1926 году полеты по этой авиалинии выполнялись уже в течение всего сезона 3 раза в неделю.

Сентябрь 1925Среди пассажиров авиалинии КенигсбергМосква был известный немецкий спортсмен-планерист Ф. Шульц, который в составе спортивной команды направлялся в СССР на соревнования.

01.05.1926 Люфтганза открыла первую в мире ночную пассажирскую авиалинию Берлин-Кенигсберг на самолете Юнкере G 24 (летчик Г. Кёль). Благодаря оборудованию этой трассы для ночных полетов, авиалиния Дерулюфта МоскваКёнигсбергБерлин начала выполняться в течение одного дня за 15 часов летного времени.

15.07.1927 Открыт первый почтовый авиарейс КенигсбергМосква через Ригу, в этом году через эту авиалинию перевезено самое большое количество почты в Европе.

1931 Маршрут на линии Кенигсберг-Москва был изменен и стал проходить через КовноВеликие Луки. 

1935 Балтийский экспресс стал проходить по новому маршруту: КёнигсбергТильзитКаунасРигаТаллинЛенинград.

Послевоенная судьба аэродрома

Во время бомбардировки Кёнигсберга английской авиацией в августе 1944 года и штурма города в апреле 1945-го, инфраструктуре аэропорта был причинен существенный ущерб, почти все его здания были полностью разрушены. Это немудрено, ведь аэропорт являлся стратегическим военным объектом, который в любой момент мог использоваться по своему прямому назначению.

Именно такие объекты и были целью №1 для союзной авиации. Был полностью разрушено здание аэропорта, также сильно пострадало здание метеорологической службы (до наших дней сохранилась всего лишь часть этого 4-х этажного здания), пострадали ангары аэропорта (до наших дней сохранился только один) и его взлётная полоса. После окончания войны, силами немецких военнопленных и советских рабочих в кротчайшие сроки были проведены восстановительные работы и вновь образованное калининградское авиапредприятие начало свою работу, но уже на других направлениях.

В основном это были местные авиамаршруты в города Прибалтики, которые были упразднены в 1970-е годы. Другими направлениями работы аэропорта в советские годы стали транспортные перевозки, содействие в сельском хозяйстве, участие в экспедициях китобойной флотилии и других судов промыслового флота.

В начале 1960-х в гражданской авиации СССР началось внедрение турбовинтовых самолётов Ан-10 взамен поршневых Ил-14. Аэродром Девау оказался непригодным для приёма новых машин и было решено использовать его для гражданской авиации совместно с военными аэродром Храброво.

С этого времени Девау утратил свой статус городского пассажирского аэропорта и уступив это место, новому на то время, аэропорту Калининград–Храброво. В 1986 году на его базе был организован местный аэроклуб ДОСААФ. Так продолжалось до начала 1990-х, когда распался СССР и у аэропорта начались тяжелые времена.

Он практически не использовался по прямому назначению, заказы на обработку сельскохозяйственных полей поступать перестали, государство резко урезало его финансирование, начались проблемы с ремонтом, обслуживанием и заправкой парка самолетов, а в аэроклубе ДОСААФ резко сократилось число прыжков с парашютами. Чтобы выжить, аэропорту в тяжелые постперестроечные годы, пришлось сдавать часть своей территории и помещений в частные руки.

Тут открылись различные мелкие частные фирмы и организации и проходить  музыкальные концерты. Из-за хронического недофинансирования последний авиаполёт тут состоялся в 2012 году.

Сейчас весь авиапарк АН-2 давно уже выработал свой ресурс и находится в неудовлетворительным состоянии, ржавея прямо под открытым небом.

В конце 2000-х недалеко от взлетной полосы, началось незаконное строительство частных жилых домов, что сделало невозможным его эксплуатацию, пока по решению суда они не были снесены.

Параллельно, к полосе уже вплотную подступает новая жилая застройка многоэтажных домов, что еще больше осложняет его эксплуатацию, из-за невозможности осуществления безопасных полетов при таких условиях их этажности.

Но взлетная полоса пока еще изредка, но эксплуатируется, хотя и не на регулярной основе. До 2012 года тут периодически приземлялись правительственные и военные борта из Москвы.

Также тут есть постоянная охрана, которая препятствует разграблению аэропорта и парка самолетов, функционирует учебная площадка для сдачи водителями на все категории прав от ДОССАФ, а также функционирует сам клуб, где совершаются парашютные прыжки, запуски парапланов и квадрокоптеров на территории широкого поля у аэродрома.

Послесловие от автора

В 2019 году аэропорт Девау должен отметить своё 100-летие со дня создания. И его нынешнее плачевное положение и существование вряд-ли можно назвать достойным его славной и очень богатой истории.

И лучшим подарком на свой день рождение, я уверен, для него было снова активно принимать и выпускать в небо самолеты, снова жить активной и насыщенной жизнь и вернуть себе былую славу и популярность.

Первой ласточкой к 100-ю аэродрома Девау может стать масштабное выступление 100 самолетов малой авиации из России и разных стран Европы. И будем надеяться, что это станет отправной точкой в возрождении на Девау полётов малой гражданской авиации, как это было век тому назад. Ждать осталось недолго…

Текст и фото: Иван Скобей

Новости партнеров