23.01.2019 03:57

USD

EUR

Калининград

Зал для техники и надпись на фасаде: история здания Дома техники на улице Баранова

Осколки Кёнигсберга 17:33, 14.12.2018

Сегодняшняя наша прогулка пройдёт по центру города — в районе улицы Горького. Здесь располагается здание бывшего кёнигсбергского Дома техники, а ныне — ТЦ «Эпицентр»

Дом техники — Haus der Technik

Время строительства: 1924—1925 годы

Адрес расположения: Königsberg, Wallstraße, 30 — Калининград, улица Профессора Баранова, 30

Архитектор: Ханс Хопп

Скульптура на стене здания: Герман Брахерт

Каждый из вас не раз бывал в стенах этого сооружения, рассматривал его и задавался вопросом: а что в нём было до войны? Сейчас я вам об этом расскажу.

Историческая справка

В 1921 году Ханс Хопп (Hanns Hopp) спроектировал в Кёнигсберге новое здание Дома техники (Haus der Technik). Оно стало самым крупным выставочным залом Немецкой Восточно ярмарки Кёнигсберга.

С 1920 года в Кёнигсберге стала проводиться Восточная ярмарка. Первый раз она проводилась на территории Кёнигсбергского зоопарка. Ввиду успеха ярмарки было решено проводить её ежегодно. Для нужд мероприятия возвели комплекс выставочных зданий и павильонов.

Одним из них стал Дом техники, построенный к 1925 году по проекту архитектора Ханса Хоппа. Здание решили построить на месте бывших фортификационных сооружений внутреннего оборонительного кольца Кёнигсберга.

Архитектурное описание здания

Здание Дома техники было построено в Кёнигсберге в 1924—1925 годы на Wallstraße, 30 (ныне Профессора Баранова, 30) кёнигсбержским архитектором Хансом Хоппом.

Оно было построено из красного клинкерного кирпича, с элементами глазурной облицовки, без наружнего оштукатуривания фасада. При проектировании главной задачей Ханса Хоппа стало создание выставочного зала на площади в 6000 кв. метров и добавление к нему сразу же целого ряда функций и назначений.

Архитектор стремился соединить широкий и вместительный зал, с его четырьмя квадратообразными пристройками, создав из них одну единую архитектурную композицию. Четыре трёхэтажные пристройки по углам здания имели форму уплощенных квадратных блоков, которые имели высоту ниже главного здания.

Для воплощения в жизнь этого условия по четырём углам здания были спроектированы и возведены выступающие пристройки высотой в 3/4 от высоты зала.

Они имели три этажа и там размещались бюро, учебный кинотеатр и ресторан.

Фасад же здания производил впечатление чего-то масштабного, монументального — благодаря светлым оконным перемычкам из бетона, выступающим вперёд в виде цельных массивных блоков. Поэтому у горожан возникало впечатление совершенно плоского кубического здания. Лицевой фасад здания был представлен 12 вытянутыми вертикальными колоннами, окончание которых служили монолитные горизонтальные гранитные плиты.

На первом этаже располагался входной портал. С выступающим вперед резалитом и двумя боковыми небольшими галереями.

Они с двух сторон соединяли основное здания с боковыми пристройками.

Основной зал здания имел длину 121 метр и ширину 46 метров. Он был поделён на средний пролёт, шириною в 26 метр и два боковых пролёта, на эмпорах (помещения в виде трибун или галерей), в которых находились дополнительные выставочные площади.

Главный зал спроектирован так, чтобы его перекрытия оставались как можно более незаметными, чтобы обратить главный взгляд посетителей на его выставочные экспонаты.

Именно поэтому Хопп решил не делать никаких открытых металлических перекрытий внутри зала. Внизу зала по всему периметру, от пола до крыши, шли бетонные опоры и балки перекрытий крыши.

Бетонные опоры и эмпоры ограничивали видимое пространство основного зала и создавало впечатление продолжающегося среднего пролёта. Все это создавало единую лёгкость всего сооружения и его простор.

От естественного освещения крыши пришлось отказаться, из-за частого дождливого восточно-прусского климата.

Естественное освещение верхнего этажа здания достигалось за счёт многочисленных высоких, но при этом сравнительно узких окон и проёмов.

Электрический мостовой кран под потолком здания мог охватить весь средний пролёт, кран с поворотной стрелой предназначался для обслуживания эмпор и заведения в зал сельскохозяйственной техники через главный вход по специальному железнодорожному пути (ныне это главный вход в ТЦ «Эпицентр»).

К каждому стенду были отдельно подведены газ, вода, свет, электричество и телефон. Основной зал отапливался газом, а искусственной вентиляции не было, весь воздухообмен осуществлялся естественным образом. Длинные стены зала были увенчаны бесконечным рядом узких, стремящихся ввысь окон.

Независимо от того, с какой стороны подходить к зданию, его стены всегда создают эффект масштабности.

Его стены были украшены по архитектурной моде 1920-х годов, их особенностью являлся выступавший вперёд на два-три слоя кирпича.

Благодаря подчёркнуто горизонтальной ориентации эти кирпичные направляющие становились связующими элементами, из-за которых окна и поверхности стен производили впечатление сплошной ленты.

По четырём сторонам здания над окнами находились выступающие бетонные плиты, которые, имели прямое функциональное назначение, являлись ещё и новым архитектурным решением того времени.

Интересно отметить, что на тыльной стороне здания (ныне район улицы Партизанской) виднелась надпись, гласившая: «MENSCH BLEIBE HERR UEBER DIE MASCHINE» («Человек, будь хозяином над машиной»).

До войны зал Дома техники был самым большим в Кёнигсберге и благодаря своим размерам использовался не только для выставок техники, но и для массовых торжеств.

Но во время прихода к власти нацистов в 1933 году здание было переименовано в «Schlageter-Haus» («Шлагетер-Хаус») в честь одного из мучеников национал – социализма Лео Шлагетера (Albert Leo Schlageter), погибшего в 1923 году при защите Рурской области от французов.

В то смутное время для Германии Дом техники использовался для масштабных манифестаций и политических сборищ нацистов. 26 марта 1938 года в Шлагетер-Хаусе выступал сам Адольф Гитлер, а также Брюнинг и Геббельс.

Послевоенный период здания

Во время бомбардировки Кёнигсберга английской авиацией в августе 1944 года и штурма города в апреле 1945-го здание получило очень серьёзные разрушения.

Были повреждены все перекрытия и разрушена крыша.

Полыхавший двое суток пожар довершил начатое, оставив от здания лишь голые стены.

После войны на открытой территории развалин бывшего Дома техники располагался промтоварный рынок.

В части помещений вдоль внутренней стороны стен были устроены магазины.

Они окружали просторный открытый «двор» (в прошлом — основной зал Дома техники), где разместились торговые павильоны Центрального рынка.

В 2004 году власти Калининграда выставили здание Дома техники на аукцион с требованием его восстановления в качестве торгового центра с охраняемой парковкой и кафе.

В результате реконструкции здания с кирпича его лицевого фасада была снята красная масляная краска, заменены все старые перекрытия, появилась современная плоская крыша.

Выступающие балконы и арки окон были покрашены в белый цвет, что подчеркнуло их многочисленность и функциональность.

Благодаря бережной реконструкции здание не утратило своего узнаваемого облика и шарма.

У входа в юго-восточную пристройку удалось сохранить в качестве «фирменного символа здания" скульптуру «Рабочий» архитектора Германа Брахерта, созданную из известняка в 1923—24 годах.

Сейчас в здании бывшего Дома техники располагается ТЦ «Эпицентр» с многочисленными магазинами, кафе и кинотеатром.

Автор текста и фото: Иван Скобей

Новости партнеров