27.02.2020 10:48

USD

EUR

Калининград

Георгенфельде: железобетонный исполин в посёлке Озерки

Общество 17:28, 05.01.2020

Пока не закончились новогодние каникулы, есть время посетить интересное место, расположенное в посёлке Озерки Правдинского городского округа - Мазурский канал, и находящийся на нём грандиозный шлюз №5 «Георгенфельде»

Перед Второй мировой войной на протяжении Мазурского канала было построено 10 шлюзов, 5 из которых расположены на территории нынешней Калининградской области. Северная часть Мазурского канала расположена в Правдинском районе, а южная - в Польше. Грандиозное и заброшенное гидротехническое сооружение разделено примерно пополам между двумя странами.

В посёлке Озерки находится самый большой из шлюзов. Именно к этому массивному памятнику истории чаще всего приезжают блогеры и любители экстремальных приключений. На капитальных стенах из железобетона можно увидеть различные граффити и надписи, которые оставили приезжающие на шлюз туристы.

Длина шахты шлюза - 45 метров, ширина - 7,5 метров, глубина - 15 метров. Элементы механизации Георгенфельде и оборудование которое можно было использовать на других гидротехнических объектах региона давно демонтировано. Многое из оставшегося пошло на металл.

Несмотря на хорошо сохранившиеся железные скобы и бетонные ступени, осматривая сооружение следует быть внимательными и осторожными! Каких-либо ограждений нет, и находиться на верху исполина крайне опасно.

Сверху открывается вид на обмелевший Мазурский канал, строительство которого было начато во второй половине восемнадцатого века по инициативе обер-президента Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхарта. Строительные работы велись 11 лет, и в связи с возникшими финансовыми и техническими трудностями грандиозный водный проект в 1775 году был приостановлен. К слову, ещё в орденские времена вынашивались планы создания такого водного пути, который бы соединял Мазурское поозерье с бассейном реки Преголи.

Позже, Мазурский канал опять начинали строить, и опять стройка замораживалась. «Восточно-Прусский долгострой» продолжался вплоть до 30-х годов ХХ века. Именно тогда началось фаза активного строительства столь важного для Восточной Пруссии судоходного канала. Общая длина которого составляет 50 км, при глубине от 2,5 до 3 метров.

Строительные работы прекратились лишь в 1942 году. Когда к Восточной Пруссии приближались войска Красной армии, немцы взорвали большинство возведённых через канал мостов, а гидротехнические сооружения превратились в железобетонные цитадели.

После окончания Второй мировой войны Мазурский канал и построенные на нем шлюзы не использовались. При отсутствии речного сообщения с Польшей, поддерживать канал судоходным не было необходимости. Ненужные шлюзы стали массивными «заброшками».

Текст и фото – Игорь Вишняков

Новости партнеров