19.08.2019 04:42

USD

EUR

Калининград

Левада-Центр: мужчины с Марса, женщины с Венеры

Общество 07:36, 06.04.2019

Левада-Центр опубликовал очередное исследование относительно гендерных установок населения России

Представления жителей России об основных качествах мужчин и женщин по-прежнему стереотипно окрашены.

«Тройка» характерных мужских качеств включает «трудолюбие» (72%), «ответственность» и «заботливость» (по 40% – каждое из качеств). В отличие от женщин, респонденты для мужчин чаще называли такие качества, как «логика» (24% против 9% соответственно) и «исполнительность» (28% против 13%).

Среди качеств, наиболее свойственных женщинам, респонденты выделяли: «заботливость» (60%), «красоту» (50%) и «верность» (45%). Получается, что единственное качество, в равной мере часто отмечаемое и для мужчин, и для женщин – это «заботливость».

Если представления мужчин о себе в целом совпадают с представлениями о них у противоположного пола, то образ женщин у самих женщин менее однозначен, чем образ женщин у мужчин. Они значительно чаще мужчин отмечают наличие у женщин традиционно мужских характеристик: «трудолюбия» и «ответственности», в то время как мужчины чаще предписывают представительницам противоположного пола «красоту» и «легкомыслие».

Мужчины же, судя по мнению женщин, преувеличивают свое трудолюбие и логику (79% против 67% и 29% против 19% соответственно). Сами женщины охотнее отмечают у противоположного пола «лень» (18% против 7%), «неразборчивость в связях» (12% против 4%), «неряшливость» (11% против 7%) и «легкомыслие» (14% против 5%).

«Неразборчивость в связях» оказалась в конце списка с возможными качествами для представителей обоих полов. Стоит отметить, что и в рамках других исследований респонденты при ответах респонденты табуируют такое качество, как, например, «сексуальность» (свежий пример – осуждающая реакция на фотографию учительницы в купальнике).

Если обратиться к различиям в гендерных образах у женщин в зависимости от их возраста и уровня образования, то можно увидеть, что женщины с высшим образованием активнее требуют от мужчин «исполнительности», «логики» и «ответственности», в то время как женщины со средним образованием и ниже чаще отмечают в противоположном поле общечеловеческие качества – «заботливость» и «верность».

От представительниц своего пола высокообразованные жительницы России требуют «ответственности» и «заботливости». По мере взросления женщины в меньшей степени ценят в других женщинах «красоту» и «чистоплотность» (как качества необходимые – с точки зрения большинства – для успешного поиска партнера/ мужа), а в большей – «трудолюбие». Российские женщины активного трудоспособного возраста чаще отвечали, что их полу свойственна «исполнительность» и «творческий склад ума».

Рост значимости «верности» в отношении представителей обоих полов свидетельствует об укреплении (пусть даже декларативно) консервативно-религиозных взглядов на семью и брак, на что указывают и другие данные о негативном отношении к меньшинствам, абортам и пр.

Частота выбора «верности» увеличилась с 16% в 2008-2012-м гг. до 31% в 2019-м для мужчин и с 33-36% до 45% для женщин. Жители России стали чаще называть «трудолюбие» и «заботливость» среди списка возможных качеств, что, вероятно, может рассматриваться как демонстрация приверженности стратегии «надеяться только на себя», артикулируемой в опросах в периоды социально-экономической нестабильности (похожие результаты фиксировали в 2002-м году).

Фото: бесплатный фотосток

Новости партнеров