15.09.2019 09:14

USD

EUR

Калининград

Поезд «Калининград – Москва»: путешествие для терпеливых

Общество 22:17, 27.02.2017

Пока еще до курортного сезона есть время, РЖД позволяет себе продавать билеты на поезд до столицы по относительно приемлемым ценам. Насколько цена соответствует качеству или качество цене, на своем опыте выяснила Ксения Семенова.

Паспорт и транзитная виза Литва

Время или деньги?

Те, кто регулярно путешествуют из Калининграда в Москву и обратно, наверняка согласятся, что самолет гораздо удобнее хотя бы с точки зрения экономии времени. Лететь 2 часа – или ехать около 17-ти, примерно три из которых поезд стоит на границах, - разница существенная. Однако для многих самолет не подходит по ряду причин, от страха перелетов до самой банальной – цены. По стоимости самого дешевого билета на самолет в одну сторону с учетом багажа можно проехать на поезде в плацкартном вагоне туда-обратно. Что я и сделала.

Несмотря на некурортный сезон, билеты все же лучше брать заранее, недели за две до поездки – тогда больше шансов выбрать удобные и недорогие места. В осеннее-весенний сезон по маршруту Калининград – Москва ходит один поезд, но составленный из разных вагонов, фирменных и простых. Принципиальной разницы между ними нет, а вот цена отличается на тысячу рублей. Нижнее не боковое месте в фирменном плацкарте стоит почти три тысячи рублей, а в простом - чуть меньше двух, боковые и верхние места еще дешевле. В фирменном вагоне постелены ковровые дорожки, заправлено белье для пассажиров верхних полок и висят шторки на окнах. Видимая разница на этом заканчивается.

Приятные сюрпризы

Для тех, кто давно не ездил по просторам нашей необъятной на поезде, такое путешествие таит в себе массу сюрпризов, зачастую приятных. Например, туалеты в поездах теперь не закрывают на «санитарные зоны» около каждой станции, а сами новые вагоны оснащены герметичными дверями, что существенно снижает риск простудиться от сквозняка, если только проводники не решат проветрить вагон, включив кондиционер.

Сами проводницы изменились еще больше, чем поезда. Сейчас они похожи на бортпроводников: почти такие же вежливые и предупредительные, в наглаженной форме, улыбчивые и заботливые. В их обязанности теперь входит не только проверять билеты при посадке и вовремя напоминать пассажирам о приближающейся станции прибытия. Проводницы в поездах сами наливают и приносят пассажирам чай или кофе, не зависимо от класса вагона. Если, конечно, чай или кофе вы у них заказываете.

РЖД

Купите коника, а с ним и слоника

Помимо горячих напитков, на протяжении всего следования поезда проводницы предлагают пассажирам так же сувениры, лотерейные билеты, сканворды, мороженное, литовские сыры и колбасы, детские игрушки и книжки и пр.

Уже к первой границе начинает казаться, что едешь не в поезде, а в московской пригородной электричке, где друг за другом идут торговцы носками «пять по цене трех», отравой от насекомых и волшебными пленками для окон от солнца. Никто не стремится это покупать, но предложить проводники обязаны. К концу пути их становится жаль даже больше, чем утомленных пассажиров: уж очень старательно они улыбаются и пытаются заинтересовать покупкой совершенно бессмысленной вещи втридорога, но пассажиры просто перестают на них реагировать, отворачиваясь к окну.

А там, пока поезд идет по территории Литвы, мелькают идеально распланированные, перепаханные и засеянные озимыми поля, хутора с выстроенной ровными рядами техникой, реки и озера без привычного нам плавающего на поверхности мусора…

Ретро-ресторан

От назойливых проводников-сувенирщиков и чересчур болтливых соседей можно укрыться в вагоне-ресторане. А заодно совершить путешествие во времени. Под аккомпанемент давно забытых шлягеров 90-х в исполнении Киркорова, Леонтьева и Булановой «насладиться» дорогим и несъедобным ужином почти в полном одиночестве. Застиранные вылинявшие скатерти со следами невыводимых пятен от коньяка или селедки, возможно, когда-то видели саму Буланову, путешествующую по России на заре своей карьеры.

В меню вагона-ресторана, местами исправленного от руки, небольшой выбор блюд стандартной столовой по цене ресторана. Например, солянка за 400 рублей, представляющая собой суп с огурцами и колбасой. Чем на самом деле окажется жареное мясо, я выяснять не рискнула, но судя по отзывам зашедшей поужинать молодой пары, овощной салат тоже был далек от заявленного в меню состава. На попытки пары объяснить работнице ресторана принципиальную разницу между листьями салата и белокочанной капусты, та лишь молча пожала плечами и удалилась. Из всех немногих посетителей, похоже, ужином остался доволен только молодой мужчина, заказывавший одно за другим пиво.

Один мой знакомый шутил над поварами: «Спасибо, девочки, вы умудрились испортить даже кипяток», - вспомнила я, когда мне принесли ресторанный чай. (К слову, у проводниц в вагоне чай «Гринфилд» подают в стаканах, и стоит это удовольствие с сахаром чуть меньше сорока рублей). В ресторане чай загадочной марки и сомнительного вкуса почему-то наливают в крошечные кофейные чашки – и стоит это сотню.

Расплатиться за яства не так и просто: терминал для оплаты банковскими картами работает только на территории России, а размен наличных официантке пришлось искать по всему поезду.

Бессмысленный и беспокойный

Пограничный контроль в поездах, следующих транзитом из России в Россию, процесс загадочный, для непосвященных совершенно бессмысленный и очень длительный. Пограничники просто проверяют документы, таможенники заглядывают под полки, иногда с ними проходит служебная собака, которая независимо от породы приводит в неописуемый восторг некоторых пассажиров.

поезд Янтарь

Иногда таможенники проявляют ничем не объяснимую прыть. На обратной дороге на въезде в Калининградскую область, в Нестерове, служивый пересмотрел все вещи студентки, буквально вынимая их по одной из рюкзака, спрашивая про каждую заколку для волос и каждый карандаш – что это и для чего нужно. Странный диалог длился полчаса, за происходящим с интересом наблюдал весь вагон, но ничего необычного в вещах у девушки не нашлось. Слегка разочарованный страж границы ушел, не останавливаясь больше ни у одного из пассажиров.

После завершения всех пограничных контролей, многие наивные пассажиры вроде меня рассчитывают вздремнуть, а то и выспаться до утра. Но уснуть в поезде Калининград-Москва сможет только очень усталый человек или моряк со стажем. Поезд трясет и качает во все стороны так, что боишься или неожиданно оказаться на полу, или поймать чей-нибудь багаж с верхней полки. Насладиться чтением в тишине, пока весь вагон спит, тоже не получится – свет в вагоне выключают в десять вечера.

Вэлком, желающие простудиться

И все-таки больше всего обескураживает в поездах система отопления и проветривания. Казалось бы, что может быть проще: установить и поддерживать определенную температуру в замкнутом пространстве? Но нет, микроклимат в вагонах представляет собой удивительную смесь абхазского солнечного полдня с арктическим ледяным бризом. Сначала температура воздуха поднимается до 26-28 градусов, а поскольку вагоны теперь оснащены герметичными дверями и окнами, то естественных потоков воздуха нет. И когда пассажиры, переодевшись в майки и шорты, с комфортом располагаются на своих местах, проводники включают кондиционер. Температура воздуха от этого не снижается, но ледяные сквозняки порождают кашель и насморк к утру во всех частях вагона.

Поезда – для терпеливых

На конечной станции понимаешь, что боязнь перелетов это на самом деле надуманные глупости. Первая мысль, когда покидаешь поезд: «Никогда больше! Только самолеты!».

Но выспавшись и вылечив насморк, взвесив все плюсы и минусы, уже думаешь, что в принципе поезд – нормальный вариант для тех, кто никуда не спешит. Если правильно к нему подготовиться и знать, что ожидает в пути: чистые вагоны, не очень шумные – пока не ляжешь спать; проводницы внимательные и вежливые – но очень навязчиво торгующие никому не нужными вещами; еда в поезде есть, но есть ее не стоит. Зато есть место для багажа и время для обдумывания каких-нибудь важных вопросов. Или для просмотра фильмов, заранее закаченных в планшет. Или даже для чтения, если электронная книга снабжена подсветкой. Главное, не ложиться спать без шапки и предупредить коллег, что по возвращении из поездки вы можете уйти на больничный.

Ксения Семенова, фото автора

Новости партнеров