31.03.2020 16:29

USD

EUR

Калининград

В Калининградской области разбирают на кирпичи уникальные башни-близнецы

Общество 12:40, 19.03.2017

Исторический объект принадлежал РЖД и был недавно продан частнику

Железнодорожный водонапорные башни

В поселке Железнодорожный Правдинского городского округа разбирают на кирпич немецкие водонапорные башни 1890 года постройки. Одно из двух исторических строений, называемых в народе «башни-близнецы» разобрано на треть, второе пока еще не тронуто. Кирпич сложен рядом, вокруг свежие следы, оставленные грузовым транспортом. Однако рабочих в воскресенье на месте застать не удалось.

Это не первый случай целенаправленного уничтожения исторических строений в поселке Железнодорожный. Несколько лет назад здесь был полностью разобран пивоваренный завод, закрытый в 1990-е годы. Комплексу зданий присвоили статус выявленного объекта культурного наследия (ОКН), однако, это не спасло его от разрушения. Периодически местные жители принимаются  разбирать на стройматериалы другой ОКН – фахверковые дома, расположенные прямо в центре поселка, за зданием местной администрации. Однако местные власти не обращают внимания на разрушение памятников истории и никак не препятствуют действиям вандалов.

Железнодорожный водонапорные башни

Ситуация с уничтожением железнодорожных водонапорных башен осложняется тем, что они не имеют статуса объектов культурного наследия, и вряд ли спасти их удастся.

Отметим, что железнодорожные водонапорные башни-близнецы являются уникальным строением: аналогов им нет ни на территории Калининградской области, ни в «большой» России. Железнодорожный вокзал в городе Гердауэне (довоенное название Железнодорожного), одном из районных центров Восточной Пруссии, был открыт в 1872 году. Здесь прошла крупная железнодорожная ветка, связывающая прусские Инстербург (совр. Черняховск) и Алленштайн (совр. Ольштын, Польша).

В советские годы по железной дороге осуществлялись грузовые международные и местные пассажирские перевозки. После 1990-х пассажирский дизель-поезд, ходивший в Черняховск из Железнодорожного, был отменен.

Железнодорожный водонапорные башни

До наших дней сохранилось здание железнодорожного вокзала (ему присвоен статус выявленного объекта культурного наследия), три водонапорных башни (1890 и 1910 годов постройки), параллельно железнодорожному полотну проходит одна из немногих сохранившихся конок. Вокруг железнодорожного вокзала расположены дома местных жителей, построенные в начале XX века. Вокзал и его окружение создают единый исторический комплекс городской застройки второй половины XIX – начала XX веков.

Не так давно в РЖД озвучили желание распродать объекты в Калининградской области, которыми предприятие не пользуется. Очевидно, судьба уникальных башен-близнецов ожидает в ближайшем будущем и другие историческое объекты, принадлежащие Калининградской  железной дороге.

Ксения Семенова, фото автора

Новости партнеров